Русский язык
Учитель: Заикина Елена Васильевна
Урок в 6 классе.
Тема: Словообразование имён прилагательных.
Ход урока.
- Постановка учебных задач.
- Мы завершили работу над словообразованием имён существительных и перешли к систематизации знаний по теме: «Имя прилагательное».
- Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи? Какую функцию выполняет эта часть речи?
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.
- Совместное исследование проблемы.
Работа с текстом(слайд № 1)
- Прочитайте текст и озаглавьте.
- К какому типу речи он относится?
- Какие слова помогают нам увидеть картину, нарисованную К.Г. Паустовским.
- Как называются эти слова, что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
- Докажите, что слова пурпурный – пурпур, золотыми – золото являются однокоренными?(слайд № 2)
- Чем они отличаются друг от друга?
- Объясните, пользуясь толковым словарём, значения слов: крап, пурпур, малахит, багрец.(слайд № 3)
- Сделайте вывод. Для чего нужны в речи имена прилагательные?
- Найдите в тексте слово «раскраски» (слайд № 4). Укажите способ его образования.
- Какие способы словообразования вы знаете? С помощью каких морфем образуются новые слова в языке?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Тема урока: «Словообразование имён прилагательных»(слайд № 5)
- Сформулируйте цели урока.
Цели урока: знать способы образования имён прилагательных;
уметь распознавать способ образования прилагательных;
закрепить умения определять значение суффиксов;
развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.
- Моделирование. (Когда проблема урока будет сформулирована, начнётся основная его часть – куммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся)
- Работа с учебником.
- Проанализируйте схемысловообразования прилагательных на стр. 91 и запишите в тетрадь, какими способами образуются прилагательные, приводя на каждый способ один пример. (слайд № 6)
- Физминутка.
- Обратимся к тексту. Найдите прилагательные, образованные по одной словообразовательной модели: корень, суффикс -н- , окончание -ый.
(слайд № 7)
- Запишите эти прилагательные в тетрадь, выполните морфемный разбор.
- Каким способом образованы эти прилагательные?
- Суффиксальный способ образования прилагательных - самый распространённый способ. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-, -чив-, -лив-, -н-, -ск-.
- Определите значение этих суффиксов по словарю.
- Самостоятельная работа учащихсяв группах.
- Распределите слова в зависимости от их способа образования.
I-я группа. II-я группа.
Приставочный. Суффиксальный.
Подводный, деловой, ценный, прехороший, болотистый, развесёлый, ледниковый, безграмотный, пёстренький, невысокий, бесполезный, беззаботный.
- Словообразовательная работа.
-Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-
Вдумываться
Хвастаться
Забывать
Отзываться
Трусить
Надоедать
Вспылить
(слайд № 10)
Проверьте себя.
Вдумываться- вдумчивый
Хвастаться- хвастливый
Забывать- забывчивый
Отзываться- отзывчивый
Трусить- трусливый
Надоедать- надоедливый
Вспылить- вспыльчивый
-Можно ли сказать, что образованные слова были построенные по одной словообразовательной модели? А в упражнении 208 предложена другая модель. Прочитаем её. Что общего у всех этих слов? (суффикс –оват- со значением «немного», «слегка», окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное мужского рода, именительного падежа, и единственного числа).
-А чем отличаются эти слова?
Вывод: суффикс, окончание, приставка дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда их можем угадать.
- Исследовательская работа.
-У поэта Сергея Есенина очень много слов, придуманных по словообразовательному образцу. Назовите их. (слайд № 11)
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льёт.
Голосатыенапевки
Не смолкают до утра.
-А вот известная детская писательница Людмила Петрушевская создаёт свои сказки на необычном языке. (слайд № 12)
Текст этой сказки лежит у вас на столе. Я предлагаю вам « перевести » на русский язык отрывок из сказки. О чем она? (слайд № 13)
-Вычлените из неё имена прилагательные, по какой морфеме вы их узнали?
-По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?
6. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Что научились на уроке?
7. Оценки за урок.
8. Домашнее задание.
-Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание. Параграф 21, упражнение 210.
Спасибо за урок!