Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » Урок русского языка в 6-м классе Учитель Заикина Е.В.

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Урок русского языка в 6-м классе Учитель Заикина Е.В.

Автор: insidelooker от 16-12-2013, 00:00, посмотрело: 5241

0

Русский язык

Учитель: Заикина Елена Васильевна

 

Урок в 6 классе.

 

Тема: Словообразование имён прилагательных.

 

Ход урока.

 

  1. Постановка учебных задач.

 

- Мы завершили работу над словообразованием имён существительных и перешли к систематизации знаний по теме: «Имя прилагательное».

 

- Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи? Какую функцию выполняет эта часть речи?

 

- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.

 

  1. Совместное исследование проблемы.

Работа с текстом(слайд № 1)

 

- Прочитайте текст и озаглавьте.

- К какому типу речи он относится?

- Какие слова помогают нам увидеть картину, нарисованную К.Г. Паустовским.

- Как называются эти слова, что они обозначают, на какие вопросы отвечают?

- Докажите, что слова пурпурный – пурпур, золотыми – золото являются однокоренными?(слайд № 2)

- Чем они отличаются друг от друга?

- Объясните, пользуясь толковым словарём, значения слов: крап, пурпур, малахит, багрец.(слайд № 3)

- Сделайте вывод. Для чего нужны в речи имена прилагательные?

- Найдите в тексте слово «раскраски» (слайд № 4). Укажите способ его образования.

- Какие способы словообразования вы знаете? С помощью каких морфем образуются новые слова в языке?

 

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема урока: «Словообразование имён прилагательных»(слайд № 5)

- Сформулируйте цели урока.

Цели урока: знать способы образования имён прилагательных;

уметь распознавать способ образования прилагательных;

закрепить умения определять значение суффиксов;

развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.

 

  1. Моделирование. (Когда проблема урока будет сформулирована, начнётся основная его часть – куммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся)
  2. Работа с учебником.

- Проанализируйте схемысловообразования прилагательных на стр. 91 и запишите в тетрадь, какими способами образуются прилагательные, приводя на каждый способ один пример. (слайд № 6)

 

  1. Физминутка.

- Обратимся к тексту. Найдите прилагательные, образованные по одной словообразовательной модели: корень, суффикс  -н- , окончание -ый.

(слайд № 7)

- Запишите эти прилагательные в тетрадь, выполните морфемный разбор.

- Каким способом образованы эти прилагательные?

- Суффиксальный способ образования прилагательных - самый распространённый способ. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-, -чив-, -лив-, -н-, -ск-.

- Определите значение этих суффиксов по словарю.

 

  1. Самостоятельная работа учащихсяв группах.

- Распределите слова в зависимости от их способа образования.

I-я группа.                                                              II-я группа.

Приставочный.                                                      Суффиксальный.

 

Подводный, деловой, ценный, прехороший, болотистый, развесёлый, ледниковый, безграмотный, пёстренький, невысокий, бесполезный, беззаботный.

 

  1. Словообразовательная работа.

-Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-

Вдумываться

Хвастаться

Забывать

Отзываться

Трусить

Надоедать

Вспылить

(слайд № 10)

Проверьте себя.

Вдумываться- вдумчивый

Хвастаться- хвастливый

Забывать- забывчивый

Отзываться- отзывчивый

Трусить- трусливый

Надоедать- надоедливый

Вспылить- вспыльчивый

-Можно ли сказать, что образованные слова были построенные по одной словообразовательной модели? А в упражнении 208 предложена другая модель. Прочитаем её. Что общего у всех этих слов? (суффикс –оват- со значением «немного», «слегка», окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное мужского рода, именительного падежа, и единственного числа).

-А чем отличаются эти слова?

Вывод: суффикс, окончание, приставка дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда их можем угадать.

  1. Исследовательская работа.

-У поэта Сергея Есенина очень много слов, придуманных по словообразовательному образцу. Назовите их. (слайд № 11)

 

На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льёт.

 

Голосатыенапевки

Не смолкают до утра.

 

-А вот известная детская писательница Людмила Петрушевская создаёт свои сказки на необычном языке. (слайд № 12)

Текст этой сказки лежит у вас на столе. Я предлагаю вам « перевести »  на русский язык отрывок из сказки. О чем она? (слайд № 13)

-Вычлените из неё имена прилагательные, по какой морфеме вы их узнали?

-По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?

6. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Что научились на уроке?

7. Оценки за урок.

8. Домашнее задание.

-Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание. Параграф 21, упражнение 210.

Спасибо за урок!

 

Скачать Презентацию к уроку.pptx [249,42 Kb] (cкачиваний: 379)

Категория: Методическая работа » Разработки уроков

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.