Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » Русский язык. 6 класс. Употребление имён существительных в речи. Учитель: Заикина Е.В.

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Русский язык. 6 класс. Употребление имён существительных в речи. Учитель: Заикина Е.В.

Автор: rubikon55 от 27-06-2012, 13:49, посмотрело: 16396

0

Урок русского языка в 6 классе.

 

Тема: Употребление имен существительных в речи.

Цели:

1) обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени существительного;

2) уметь определять роль существительных в речи; проводить анализ текста; отрабатывать навык выразительного чтения; создавать тексты с использованием имен существительных.

3)расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи.

 

ХОД УРОКА

I Целеполагание.

(Формулирование целей урока) Вступительное слово учителя.

                                                                 «Имя существительное – хлеб языка»

                                                                                                   (Л.В. Успенский)

- Можно ли эти слова Успенского взять в качестве эпиграфа к нашему уроку?

- Запишите это предложение в тетрадь, объясните постановку тире.

К. Георгиевич Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». И эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, т. к. в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

II Опрос учащихся.

         Сообщение на лингвистическую тему «Имя существительное» (монологический ответ учащихся).

Но мы сегодня будем говорить об употреблении имен существительных в речи и их роли в тексте.

III Объяснение нового материала.

1)    Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

         Свет ночной. Ночные тени,

         Тени без конца

         Ряд волшебных изменений

         Милого лица.

- Слов какой части речи больше всего использует поэт?

- Сколько существительных в этом стихотворении?

В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6

прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

-         Прослушайте отрывок из стихотворения С. Аксакова.

     Опять дожди, опять туманы,

         И листопад, и голый лес,

         И потемневшие поляны,

         И низкий серый свод небес.

Вывод:

Поэты насыщают поэтические тексты именами существительными для

того, чтобы нарисовать читателю картину ночи или времени года – осени.

2) Работа с учебником

- Стр. учебника 85, упражнение 203.

- Запишите в тетрадь упражнение 203

- Прочитайте самостоятельно упражнение, озаглавьте каждый абзац, используя для этого часть или предложение из текста.

- Кто готов?

Учащиеся читают составленный тезисный план.

А теперь выявим роль существительных в прозаическом тексте. Поработаем с текстом, который лежит у вас на столах.

IV Закрепление нового материала. (Анализ текста).

1) Выразительное чтение текста.

  Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – оделись в багрянец и золото. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по ***-->***м. Понеслись куницами по земле.

  Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

  Шумит золотой дождь.

- Докажите, что это текст.

- Какому стилю принадлежит данный текст?

- Какова тема текста?

- Какое явление автор называет золотым дождем?

- Назовите основную мысль текста.

- Найдите в тексте примеры средств художественной выразительности.

-   А какие слова в первом предложении передают звуки падающих листьев?

-   Какие звуки в этих словах помогают передать шум листопада?

Запишите в тетрадь первое предложение.

Выполните частичный синтаксический разбор. Укажите главные члены предложения и синтаксическую роль существительных.

Объясните орфограммы.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики (хар.).

-  Какова роль существительных в этом тексте?

Вывод:

Существительные помогают точно выразить мысль, а умелое их использование придает речи выразительность и красоту.

2) Создание собственного текста.

Мы работали с поэтическим, прозаическим и лингвистическим текстами и установили, что богатство и образность русской речи во многом зависят от удачного употребления слов ведущей части речи. Сейчас вы будете создавать свои тексты, умело используя в них имена существительные. (Рисунок к тексту)

 - Прочитайте предложение.

   Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью и чернью.

-         Это предложение будет началом вашего сочинения.

-         Согласны ли вы со словами К. Паустовского, что осенний лист – это шедевр, совершенное творение природы?

Работа со словарем (проверить лексическое значение слов по толковому словарю)

   Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение.

   Киноварь – минерал красного цвета.

   Чернь – образцовое создание мастера, гравировка на металле (серебре, золоте), штрих которой заполнен черным металлическим сплавом.

-         Попробуйте написать небольшое сочинение или сочинение-рассуждение,

используя это высказывание как начало сочинения или как тезис, который

необходимо доказать. (Букет из листьев поможет в работе)

Несколько работ ученики зачитывают.

Дом. задание: упр.204.

Выводы по уроку.

Какова роль существительных в речи?

Существительные помогают точно выразить свою мысль, а умелое их использование придает речи выразительность и красоту.

Оценивание работы класса

Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо, молодцы. Хотелось бы отметить высокую активность некоторых учащихся.

Выставление оценок.

 

Анализ урока.

 Тема урока: Употребление имен существительных в речи.

 

         Этот урок проводился в классе, где большинство учащихся имеют познавательный интерес, уровень обученности учащихся в целом удовлетворительный, но имеются ученики, у которых наблюдаются пробелы в фактических знаниях.

         В моем тематическом планировании на изучение темы отводится 2 часа, это первый урок по изучению данной темы.

Исходя из особенностей класса и темы данного урока цели таковы:

  1. обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени существительного
  2. уметь определять роль существительных в речи; проводить анализ текста, а также совершенствовать навык выразительного чтения, создавать тексты с использованием имен существительных.

         Задачи урока:

         Расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи.

         Все запланированные задачи и цели были реализованы на уроке.

         По своей структуре этот урок комбинированный.

         Для достижения целей урока я избрала следующие методы и приемы:

  1. Словесно-дедуктивный;
  2. Частично-поисковый;
  3. Практически-индивидуальный;
  4. Объяснительно-иллюстративный.

         Приемы:

  1. Монологическое сообщение на лингвистическую тему;
  2. Выразительное чтение;
  3. Эвристические беседы, ведущие к выводу.

         На уроке присутствовали все виды читательской деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

Этапы урока.

  1. Целеполагание.
  2. Опрос домашнего задания. (Актуализация опорных знаний.)
  3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  4. Этап усвоения новых знаний.
  5. Этап закрепления.
  6. Этап информации учащимся домашнего задания.
  7. Подведение итогов урока и выставление оценок.

         Структура урока была подчинена целям урока и содействовала конечному результату. Считаю, что урок результативен, цели урока были достигнуты, а задачи – реализованы.

 

Категория: Методическая работа » Разработки уроков

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.