Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Творческие работы преподавателей » Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Учитель Быкадорова И.А.

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Учитель Быкадорова И.А.

Автор: insidelooker от 30-04-2013, 00:00, посмотрело: 6411

0

Тема: «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными».


Цель:  обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

  • Обучающие задачи:
    • закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;
    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
    • обучать школьников лингвистическому анализу текста.
  • Развивающие задачи:
    • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
    • развивать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • раздаточный материал,
  • презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

 

  • ХОД УРОКА
  1. I.                   Оргмомент

Слайд №1

  • Запись числа. Классная работа.
  • Отступим строчку для темы урока.
  • II. Постановка темы и цели урока
  • - О чём мы говорили на прошлых уроках?
  • - Запишите предложение, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматическую основу.

Слайд №2

Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

  • - Какое это предложение?
  • - Сколько в нём придаточных?
  • - Определите вид придаточных.
  • - Начертите схему.
  • - Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.

Слайд №3

  • - Какие цели вы поставили бы на этом уроке?

Слайд №4

 

  • Слово учителя: Ребята! Вы в 9 классе уже знакомились с таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углу<!--filter:***-->***-->***<!--/filter-->, закреплять».

 

  • Слово учителя: Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

 

Слайд №5

  •  
  • Задание 1. Орфоэпическая  разминка
  • - Целесообразен ли этот вид работы?
  • Расставить ударение в словах, спроецированных на доске:
  • баловать, документ, задолго,  звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.
  • Проверка
  •  
  • Задание 2. Работа с таблицей

Слайд №6

 

  • - Соотнесите схемы предложений с видом подчинения.

 

  • - Расскажите об основных видах подчинения придаточных.

 

 

                          СПП с несколькими придаточными

 

Однородное

подчинение

 

Последователь

ное подчинение

 

Параллель

ное

подчинение

 

Комбинированное

подчинение

      

 

 

 

   

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                


- Как вы думаете, какую цель я преследовала, предлагая вам этот вид работы?

(Повторить основные  виды подчинения придаточных)

3. Графический диктант.

1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

 

Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

 

Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

 

Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)

4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

 

Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.

- Какую цель преследовали, выполняя это задание?

(Проверка умений на слух определять вид придаточного, структуру предложения)

 

Подводится итог работы:

- Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с текстом.

 

Слайд №7

VI. Комплексный анализ текста

1.    Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?
2.    Да потому(?)  что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?)  чтобы вам (н…)чего не мешало(?)  чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.
3.    Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?)  и вы поймете(?) что есть много книг(?)  без которых нельзя жить(?)  которые  важнее и интереснее(?)  чем многие передачи.
4.    Определите сами свой выбор(?)  сообразуясь с тем(?)  какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.
5.    Это значит(?)  что в ней что(то) существенное есть.
6.    А может быть(?)  это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(по Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)

Задания для комплексного анализа текста.

1.  Сформулируйте тему и основную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.  Озаглавьте данный текст.
2. Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу? Какие аргументы можно привести в качестве подтверждения вашей позиции?
3. Определите стиль речи. Докажите.
4.  Из предложения №1 выпишите словосочетание со связью примыкание.  (В3)

5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения. (А3, В2)
6. Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения. (А22)

7. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Слайд № 8, 9


8. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3.  (В6) Составьте схемы этих предложений.

Я предлагаю вашему вниманию ещё один небольшой фрагмент.

Слайд №10

«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что  (?) если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

1.  Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.  Озаглавьте данный текст.
2. Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу? Какие аргументы можно привести в качестве подтверждения вашей позиции?

- Встречались ли вы со CПП с несколькими придаточными, работая с тестами ЕГЭ?

- В каких именно заданиях?  (А26)

- Было ли что-то, что вызывало затруднение?

(Да, когда рядом стоят 2 союза или когда встречается предложение с однородными придаточными и опущен второй союз)

-  Обратите внимание на последнее предложение второго текста. В нём то, что вызывает у вас затруднение. Попробуем разобраться.

Слайд №11

5. Работа с тестовыми заданиями ЕГЭ

Слайд №12

Вар 8.  Под ред. И.П. Цыбулько.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

1)      1,2,3,4,5     2) 1,2,5     3) 2,3,4     4) 1,3,5

Слайд №13

Вар 10.  Под ред. И.П. Цыбулько.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

 

1)      1,2,3     2) 1,2,3,4     3) 1,3,4     4) 2,4

Слайд №14

 

Вар 24.  Под ред. И.П. Цыбулько.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил нерпрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

 

1)      1,2,3,4      2) 2,3     3) 1,4,      4) 2,4

 

Самостоятельная работа по теме «СПП с несколькими придаточными».

 

Слайд №15

Д.З. 1 группа – сочинение по первому тексту.

       2 группа – сочинение по второму тексту.

      3 группа – задание А26 по все вариантам сборника.

Итак, урок наш подошёл к концу. Вспомним цели урока. Всё ли удалось сделать? На что следует обратить внимание дома?

Слайд №16

Слайд №17

Оценки. Спасибо за работу!

 

 Скачать Презентацию.pptx [359,42 Kb] (cкачиваний: 675)

Категория: Методическая работа » Творческие работы преподавателей

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.