Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Творческие работы преподавателей » Урок русского языка в 9 классе. Учитель Быкадорова И.А.

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Урок русского языка в 9 классе. Учитель Быкадорова И.А.

Автор: insidelooker от 30-04-2013, 00:00, посмотрело: 8134

0

Урок русского языка в 9 классе по теме:

Бессоюзные сложные предложения

Цели для учащихся: дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах;

- научить отделять интонацией простые предложения в составе бессоюзного сложного;

- выяснить основное назначение бессоюзного сложного предложения, его отличие от союзного;

Цели:

  1. Образовательные:
  1. Знакомство с  бессоюзными  сложными  предложениями; совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
  2. совершенствование умения находить БСП в тексте
  1. Развивающие:
  1. развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  2.  развитие умения аргументировать, доказывать;
  3. развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  4. правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
  1. Воспитательные:
  1. формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
  2. активизирование познавательной деятельности учащихся;
  3. обеспечивание благоприятной психологической обстановки.

Методы: диалогический, коллективный,  исследовательский, самостоятельный.

Тип: объяснение нового материала.  

 

                                               Ход урока

Слайд №1 Запись числа, классная работа.

  1. 1.      Повторение по теме «Синтаксис» (графический диктант)

Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-). Свои ответы он рисует в строчку в виде графика со знаками + или -.

1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.

2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.

3. Предложения могут быть простыми и сложными.

4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.

5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.

6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.

8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.

9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.

10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

Получается следующая запись:

Слайд №2

       -    -   +  - - + + - -  +

1        2  3  4 5 6 7 8 9 10 – номер вопроса

 

Слайд №3

2        Работа над материалом урока.

  1. Работа с предложениями на доске:

А) Лена так увлеклась работой, что не заметила брата.

Б) Настал вечер, и затеплились звёзды.

В) За лесом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.

Г) Не пугай, зима: весна идёт.

Д) Начинается ветер – будет гроза.

Е) Птицы улетают на юг; прощаясь, они громко кричат.  

-- Что общего у этих предложений? (повествовательные, невосклицательные, сложные)

--  Чем они отличаются? (сложноподчинённое, сложносочинённое,….. бессоюзное)

- С какими предложениями мы уже хорошо знакомы?

- О каких предложениях хотелось бы узнать больше?

Слайд №4

- Что именно вас заинтересовало?

-  Сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

Слайд №5

1)Познакомиться с …

 2)Учиться …

Учащиеся формулируют цели урока.

Слайд №6

3.Сообщение целей урока учителем.

 - Запишите предложение В)

Слайд №7

За лесом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.

- Не читая параграфа учебника, не слушая моих объяснений, вы всё же кое-что знаете о БСП. Что именно?

( Состоят из 2х, 3х , 4х и т.д. простых предложений.

Простые предложения в составе сложного связываются по смыслу, без помощи союзов и союзных слов, но с помощью интонации.

Вопрос от одного простого предложения к другому задать нельзя, поэтому части сложного бессоюзного предложения равноправны. В схеме графически мы обозначаем части сложного бессоюзного предложения квадратными скобками).

- Все согласны?  Действительно, бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.

 

- Подчеркните грамматические основы, начертите схему.

Слайд №8

- Сложно ли находить БСП в тексте? На что нужно обращать внимание?

- Какой вопрос на данном этапе урока вас больше всего интересует?

(Использование разных знаков препинания между частями БСП).

- В устной речи смысловые отношения в БСП выражаются интонацией, на письме – знаками препинания.

Следующий этап урока –  рассмотрение смысловых отношений между частями

4. Чтение параграфа 23 стр.131. пункт 3.

- Итак, какие же смысловые отношения существуют в БСП?

- У вас на партах есть распечатка с табличкой смысловых отношений в БСП,  которая  не полностью заполнена. Наша задача  - заполнить вторую колонку таблицы (самостоятельно).

Слайд №9

  1. 4.      Заполнение таблицы

Слайд №10

-  Проверим.

Знак препинания

Значения (смысловые отношения)  частей БСП

      Примеры предложений

   ,

 

 

   ;

 

 

   :

 

 

 

 

 

 

   -

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №11

Заполним 3 колонку таблицы примерами предложений. Предложения в хаотичном порядке расположены в распечатке ниже.

  1. Печален я: со мною друга нет. 2. В глазах у меня потемнело, голова закружилась, земля уходила из-под ног. 3. Степь пестреет цветами: синеют колокольчики, белеет ромашка.
  2. Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце.
  3. Солнце дымное встаёт – будет день горячий. 6. Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти. 7. Настанет утро – двинемся в путь. 8. Хочешь дружбы – будь другом. 9. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

Знак препинания

Значения (смысловые отношения)  частей БСП

      Примеры предложений

   ,

Перечисление

В глазах у меня потемнело, голова закружилась, земля уходила из-под ног.

   ;

Значение перечисления, если части предложения более распространены

Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце

   :

Вторая часть имеет значение причины (потому что)

Печален я: со мною друга нет.

Вторая часть имеет значение пояснения (а именно)

Степь пестреет цветами: синеют колокольчики, белеет ромашка.

Вторая часть имеет значение изъяснения

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

   -

Первая часть имеет значение времени (когда, если)

Настанет утро – двинемся в путь.

Вторая часть имеет значение следствия, результата

Солнце дымное встаёт – будет день горячий

Содержание второй части противопоставляется содержанию второй (а, но, да)

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил

Первая часть имеет значение условия (если)

Хочешь дружбы – будь другом.

 

6. Составление алгоритма действий при постановке знаков препинания в БСП.

1) Разбить сложные предложения на простые.

2) Определить смысловые отношения между ними

 

 

 

последовательность                                                     другие смысловые отношения

одновременность

 ,  или  ;                                                                                                      ( -         :   )

 

7. Коллективная исследовательская работа

Слайд №12

Учитель: «Перед вами лингвистическая задача: попробуйте представить себя в роли учёного лингвиста. Перед вами проблемная ситуация – решите её.

В полном собрании сочинения А. С. Пушкина(1964 г) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьёт – все пьют и все кричат;

Он засмеётся – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

В трёхтомнике 1989 года вместо тире стоят двоеточия.

Какой ответ верен?

Докажите, можно ли оспорить знаки препинания одного из вариантов, зная особенности БСП».

Слайд №13
Вывод
: хотя один из знаков спорен, мы имеем право, поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания.


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении должны быть поставлены с учётом смысловых отношений между частями БСП в соответствии с современными правилами пунктуации. Это будет правильный выбор.

Слайд №14

Учитель:  Какой знак  поставить в БСП, как поступить в подобных ситуациях?

Продолжите стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье! Слайд №15


(Приятна мне твоя прощальная краса: (-)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В предложении причинно-следственная связь – так как, так что. Можно поставить и двоеточие, и тире. Как поступить в подобных ситуациях?

Учитель: В настоящее время в подобных примерах предпочтение отдаётся тире, что не наблюдалось во времена А. С. Пушкина.

8. Комплексная работа с текстом
Цель: формирование умения находить (видеть) бессоюзные сложные предложения в тексте.


Слайд №16


Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.

Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов, истинных ценителей русского языка, звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.

Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.

 Задания:

1. Расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила?

2. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.

3.Назовите предложение, в котором, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста.

4. Определите тему текста.

5. В первом предложения текста найдите страдательное причастие.

6. Видите ли вы здесь бессоюзное сложное предложение?

7.Подчеркните грамматические основы, начертите схему

8. Легко ли читать без знаков препинания?

9. Графически обозначте обособленные члены.

10. В предложении 3 найдите изобразительные средства выразительности.

Слайд №17

11. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «горячий» (предложение 3).

1) имеющий высокую температуру

2) полный силы, чувств, страстный

3) вспыльчивый

4) напряжённый, проходящий в напряжённой работе



9. Самостоятельная работа учащихся
Цель: формирование умения указывать правильное объяснение постановки двоеточия и тире (государственная аттестация, задание В9).

Самостоятельная работа (1 вариант)
В9 . Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

1. Правду говорить - никому не угодить.

1). Вторая часть бессоюзного предложения противопоставляется первой.

2). Вторая часть бессоюзного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3). Тире ставится между подлежащим и сказуемым.

4). Первая часть бессоюзного предложения содержит указание на условие, при котором совершается действие второй части.

2. Будешь книги читать – будешь всё знать.

3. Шофёр нажал на тормоз – машина не остановилась.


4.Журналист пишет интересные статьи – фельетоны у него не получаются.


5. Часы – нужная вещь.
Ответы: 4,2,1,3,3

Самостоятельная работа (2 вариант)
В9 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

1. Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.

1). Вторая часть бессоюзного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2). Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3). Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4). Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

5). Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

 2.Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют.

3. Скажи поколениям иного века: пусть никогда человек в человека ни разу не выстрелит на земле!

4.Поступок важен в жизни каждого человека: по поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности, ответственности.

5. Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.
Ответы: 1,4,5,4,1

Слайд №18

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Варьирую задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный, - то, что должны знать все члены учебной группы. Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Всем: 1. Выучить правило на стр.130-131, упр. ..

На выбор: 1. Написать сочинение по данному тексту (приложение 4) «Роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении».

 2.Кроссворд по теме «Бессоюзное сложное предложение»

 

 

11. Подведение итогов урока.

VI. Итог урока:

  1. Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?
  2. Достигли ли вы их?

12.. Рефлексивный этап урока 

  1. Чему научились сегодня на уроке?
  2. Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
  3. Какое задание показалось трудным и почему?
  4. Чему вы учились, работая в паре?

 

13. Выставление оценок

Слайд №19

 

 Скачать Презентацию.pptx [132,46 Kb] (cкачиваний: 555)

Категория: Методическая работа » Творческие работы преподавателей

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.