Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » Виды односоставных предложений. 11 класс

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Виды односоставных предложений. 11 класс

Автор: rubikon55 от 13-05-2013, 17:37, посмотрело: 9988

0

11 класс

Русский язык

Тема: Виды односоставных предложений. Совершенствование изученного.


Учитель: Заикина Ел.В.

 

Задачи:

1) систематизация и повторения по теме «Виды односоставных предложений»;

2) формировать умения определять виды односоставных предложений;

3) различать односоставные и двусоставные предложения;

4) находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям;

5) использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

6) отрабатывать навык постановки знаков препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения;

- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.

- воспитательные: воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность; воспитывать культуру речи; способствовать развитию интереса у учащихся к русскому языку.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Начнем урок с синтаксической разминки, повторим задания материалов ЕГЭ А25 и А26.

- Запишите предложения в тетрадь, расставьте знаки препинания, укажите виды связи, начертите схему предложения. Определите вид сказуемых.

 Природа не боится повторений, в ней все из года в год проходит чередом, но, сколько б ни цвели для нас сирени, цветенья нового мы вновь весною ждем.  (Бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь).

Люблю весенний полдень: звенит за окном капель, которая радует душу.

III. Контроль знаний.

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1. Через обширный розарий(1) воздух (2) которого был насыщен густым ароматом(3) тысяч пышно цветущих роз(4) мы шли к так называемой фондовой оранжерее Главного ботанического сада.

1) 1,4       2) 2      3) 1,3      4) 2,4

2. Есть явления в жизни(1) о которых не сразу и скажешь(2) что именно они значат для тебя(3) и (4) какое влияние оказали они на твои представления об окружающем мире.

1) 1,2       2) 3,4      3) 1,2,4         4) 1,2,3,4

3. Князь(1) который был мысленно занят своим делом(2) подумал(3) что ему необходимо будет познакомиться с человеком(4) который всех знает(5) и докладывает сам министру.

1) 1,2,3    2) 1,4,5      3) 3,5     4) 1,2,3,4

4. Было ослепительное утро середины марта(1) когда снег везде осел к земле(2) и уплотнился на полях(3) и только обочины дорог были уже изрезаны солнцем.

1) 1,3     2) 2        3) 1,2       4) 1,2,3

IV. Актуальность опорных знаний.

- Продолжим работу.

- Прочитайте предложения.

- Объясните, почему в этих предложениях перед союзом их необходима запятая.

- Докажите, что это сложные предложения.

 Подморозило, и воздух стал свежее.

 Свисток судьи, и команды стали строиться.

- Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.

- Обратимся еще раз к предложениям, с которыми работали в начале урока.

- В составе какого сложного предложения имеется односоставное предложение?

- Как вы думаете какого тема нашего урока?

- Попробуйте сформулировать цели урока.

- На какие две группы делятся односоставные предложения?

- Вы дома готовили материал по этой теме.

- Расскажите о видах односоставных предложений.

- Внимательно послушайте и составьте опорную таблицу.

- Чтобы ориентироваться в опорной таблице бегло и оперативно при выполнение упражнений, проведем игру на внимание:

  Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено: словом нет? Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени? Кратким страдательным причастием в среднем роде? Глаголом 1 лица будущего времени? Неопределённой формой глагола? Наречием? Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени? Личным глаголом в безличном значении? Глаголом в повелительном наклонении? Словом не было? Глаголом в форме 2-лица настоящего времени?

- Давайте прочитаем советы известного психолога Д. Карнеги:

1. Высказывайте свое одобрение людям!

2. Улыбайтесь!

3. Придерживайтесь дружелюбного тона.

4. Помните, что имя человека – самый  сладостный для него звук.

- К какому виду односоставных предложений относится каждое?

- Обоснуйте свой ответ.

- Каким является по структуре последнее предложение?

- Определите вид каждого.

- Давайте и мы последуем советам Карнеги.

 Продолжим работу:

- Перед вами стихотворные тексты. Автор Сергей Есенин.

- Определите к какому виду односоставных предложений относятся эти предложения?

Полевая Россия!

Вот уж вечер.

Топи да болота, синий пласт небес.

Разбуди меня завтра рано, о мая терпеливая мать.

Засвети в нашей горнице свет.

Не жалею, не зову, не плачу…

Было холодно и сыро.

Приятно пахло свежим сеном.

- Вспомните и запишите несколько пословиц или поговорок, представляющих собой обобщенно личные предложения.

- Следующий вид работы показывает, как же вы усвоили тему «Виды односоставных предложений»

- Выполните небольшую проверочную работу.

- Распределите предложения по типам, записав их номера в соответствующую графу.

V. Анализ текста.

  Сфера употребления односоставных предложений обширна: это и разговорная речь, и публицистика, научный и официально-деловой стили речи. Но особенно широко эти виды предложений используются в художественной литературе, и поэтических текстах, помогая передать состояние души поэта.

  Понаблюдаем, какую роль играют односоставные предложения с стихотворении Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Анализ текста

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Это стихотворение было опубликовано в 1913 году, когда Пастернак, блестяще окончивший университет, принял участие в издании альманаха небольшой группы «Лирика». Среди пяти стихотворений молодого поэта, напечатанных в этом выпуске, первым было то, которое мы с вами сейчас читаем. Позже Пастернак неизменно открывал им свои сборники. Как вы думаете: почему?

Наверное, потому, что придавал этому стихотворению особое значение.

В чем же заключается это особое значение? О чем стихотворение?

Первое слово – февраль. Название последнего месяца зимы напоминает о грядущей весне.

Какие еще приметы весны мы видим в произведении?

Это строки «Пока грохочущая слякоть / Весною черною горит», «….ливень / Еще шумней чернил и слез», «…тысячи грачей / Сорвутся в лужи…», «…проталины чернеют».

Значит, стихотворение о весне?

Нет, не только. В нем есть и другая мысль. Февраль, приближение весны, по мнению художника, время поэтического творчества, позволяющее поэту выразить самые сокровенные чувства.

В каких словах звучит эта мысль?

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд…

С каким глаголом обычно употребляется наречие навзрыд?

Обычно оно употребляется с глаголом плакать.

Глагол плакать есть и у Пастернака. Но в чем особенность его употребления поэтом?

Наречие навзрыд здесь относится не к слову плакать, а к слову писать и в последней строфе к словосочетанию слагаются стихи.

Чего достигает этим поэт?

Возникает совершенно новый, до сих пор не известный поэзии образ. Писать, слагать стихи навзрыд – значит выражать в них все те самые серьезные переживания и эмоции, которые обычно заставляют нас навзрыд плакать.

Поэт не случайно так любил одно из первых своих стихотворений. В нем, с одной стороны, выразились особенности эстетики и поэтики раннего Пастернака, который верил в слитность окружающего мира и человека, в невозможность отделить человека от природы, поэзию от жизни. С другой стороны, это юношеское произведение с непривычными образами воплотило в себе и отчетливо выраженную проясненность принципов художника, характерную для поздней лирики Пастернака. Поэтому поэт и возвращается к нему в каждом новом сборнике.

Для ранней лирики поэта характерен также необычайный синтаксис. Какие особенности синтаксического построения произведения бросились вам в глаза?

Стихотворение насыщено односоставными предложениями.

Найдите в тексте односоставные предложения и определите вид каждого из них.

Февраль. Назывное.

Достать чернил и плакать! Безличное.

Писать о феврале навзрыд… Безличное в составе сложного.

Достать пролетку. Безличное.

За шесть гривен, / Чрез благовест, чрез клик колес / Перенестись туда… Безличное в составе сложного.

Какова роль односоставных предложений в этом поэтическом тексте?

Назывное предложение, как обычно, начинает текст и тем самым вводит читателя в атмосферу конца зимы и начала весны.

Безличные предложения сами по себе и в составе сложных взаимосвязанно выражают внутреннее состояние человека и состояние природы, помогают автору создать особый эмоциональный настрой текста, а также передать неразрывную слитность природы, жизни, окружающего мира с поэзией.

Какие выводы мы можем сделать, подводя итоги нашей работы?

Односоставные предложения занимают важное место как в художественной, так и в разговорной речи, являются ярким изобразительно-выразительным средством языка.

VI. Домашнее задание.

VII. Контроль знаний.

 Предлагаю вам выполнить задание учебно-методического комплекса «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» 2013г. М. А. Сенина.

VIII. Итоги урока.

IX. Оценки: проверка самостоятельной работы.


Скачать презентацию vidy-odnosostavnyh-predlozheniy [105,7 Kb] (cкачиваний: 309)


 

 

 

 


Категория: Методическая работа » Разработки уроков

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.