Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: Мастерство А.П. Чехова в раскрытии идейно-тематического содержания рассказа «Хамелеон».
В человеке все должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов
Цели урока: Познакомиться с творчеством А.П. Чехова, идейно-тематическим содержанием рассказа «Хамелеон»; выявить роль художественных средств в раскрытии идеи рассказа.
Ход урока
- 1. Целеполагание.
Сообщение темы урока, целей урока.
- 2. Опрос домашнего задания.
Краткая биография писателя (Сообщения учащихся).
Словарная работа:
Псевдоним – (от греческого – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.
Каким же был человеком А.П. Чехов? Давайте послушаем воспоминания писателей о А.П. Чехове (сообщения учащихся).
3. Новый материал.
1) Слово учителя.
А.П. Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
- Эти слова я взяла эпиграфом к нашему уроку.
- Как вы думаете, почему? (ответы учащихся).
- Эти слова можно считать убеждением и самого Антона Павловича. Он всю жизнь помогал людям и как врач, и как человек. В Мелехове, где у него был дом, он построил на свои деньги три школы, всю жизнь выращивал сады.
По профессии А.П. Чехов был врач. Но главным делом его жизни стало писательство. В литературе он был также многогранно одарен. В начале творческого пути он писал маленькие юмористические рассказы, потом были и повести, и эссе, и критика. А.П. Чехов вошел в русскую литературу как драматург-новатор. Его всемирно известные пьесы, которые постоянно идут и в российский, и в заграничных театрах, мы будем изучать в старших классах. Сегодня мы познакомимся с Чеховым-юмористом.
- Что же такое юмор?
Словарная работа.
Юмор – это веселая, но безобидная насмешка.
- Каковы же особенности стиля Чехова?
- По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» - это была одна из любимых фраз писателя. Короткие рассказы были очень емкими по содержанию. Это достигалось ярким заглавием; значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строился на остром необычном положении, динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; простой, ясной речью автора.
- Обратимся к тексту и постараемся выявить роль художественных средств в раскрытии идейно-тематического содержания рассказа «Хамелеон». Этот рассказ был написан в 1884г. и впервые напечатан в юмористическом журнале «Осколки».
- Кто же такой хамелеон?
- Порода ящериц. Хамелеон издавна привлекал к себе внимание наблюдателей замечательной особенностью – именно особенностью произвольно менять свою окраску.
- Я прочитаю вам рассказ. Подумайте, почему Антон Павлович так его назвал?
2) Чтение рассказа учителем.
3) Беседа по прочитанному.
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто из персонажей вызывает у вас сочувствие, а кто симпатию? (Щенок)
- Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? (Очумелов в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину-генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа).
- Сколько раз Очумелов меняет свою «окраску» и от чего это зависит? (6 раз полицейский меняет свое поведение, в зависимости от того, кому принадлежит собака).
- Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к разряду хамелеонов? (В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.)
- Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и Хрюкина, как характеры связаны с идеей рассказа? (Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм (власть) и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство.)
- Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется? (В начале толпа выжидает, боится выразить свое отношение к происходящему. Затем смелеет и хохочет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным».)
- Что смешное в рассказе? (Несоответствие незначительного вопроса о принадлежности собаки серьезному обсуждению этой проблемы.)
- Что еще показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название, поведение Очумелова и Хрюкина.)
- Какие художественные средства использует автор для создания комического текста? (Название рассказа, говорящие фамилии: Очумелов от слова «очуметь» - потерять соображение; Хрюкин от слова «хрюкать».)
- Чехов – признанный мастер художественной детали. Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова? (Всякий раз, когда Очумелов меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски хамелеона.)
- Какие еще художественные в рассказе обращают на себя внимание, помогают создать комический эффект? (Образ щенка, изображение щенка.)
- Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большей степени раскрыть образ Очумелова? (Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом, наполненным конфискованным крыжовником. Это свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением, выполняют свои обязанности небескорыстно.)
- Особенность творчества А.П. Чехова заключается в том, что мир для него смешон и печален одновременно, в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира. Если юмор – это веселая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира – это безжалостное обличение пороков.
Словарная работа.
Сатира – безжалостное обличение пороков.
- Каков характер смешного в «Хамелеоне»: что мы здесь видим – безобидную насмешку или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в других рассказах автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеется над ними.)
- Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни? (Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современному читателю.)
Выводы.
Рассказы А.П. Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по содержанию и по форме. Автор не ставит в них глобальных проблем, касающихся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его маленькие проблемы. А они неподвластны времени.
Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. «Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков», - писал о Чехове Корней Чуковский.
Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас. Читайте Чехова!
4. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям. Прочитать другие рассказы, например «Злоумышленник», «Хирургия», «Налим», подумать над ними.
5. Оценки за урок.
Анализ урока.
Тема урока: Мастерство А.П. Чехова в раскрытии идейно-тематического
содержания рассказа «Хамелеон».
Урок проводился в классе, где большинство учащихся имеют познавательный интерес к литературе, любят читать, пересказывать и анализировать прочитанное. Однако есть и такие учащиеся, у которых отсутствует познавательный интерес, а два ученика имеют довольно низкий уровень общего развития и интеллекта.
В рабочей программе на изучение творчества А.П. Чехова я отвела два урока. Данный урок первый в системе уроков по этой теме. Исходя из особенностей класса и темы цели урока таковы:
1. Познакомить учащихся с творчеством Чехова, идейно-тематическим содержанием рассказа «Хамелеон», выявить роль художественных средств в раскрытии идеи рассказа;
2. Развивать навыки выразительного чтения.
По значению данный урок является одним из центральных – изучение текста. Он включал в себя объединенные этапы целеполагания и актуализации опорных знаний, этап погружения в текст (изучение нового материала) и посткоммуникативный. На этапе погружения в текст я использовала следующие приемы: выразительное чтение, выявление восприятия, словарную работу, анализ художественных деталей и выразительных средств, работа с иллюстративным материалом, характеристика героев.
На уроке были использованы четыре вида деятельности: говорение-слушание, чтение-письмо.
На уроке использовались элементы объяснительно-иллюстративного, частично-поискового, исследовательского, эвристического методов. Форма познавательной деятельности коллективная и личностно-ориентированная.
Структура урока была подчинена целям урока и содействовала конечному результату.