Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » Описание степи в произведениях русских писателей. Учитель: Быкадорова И.А.

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Описание степи в произведениях русских писателей. Учитель: Быкадорова И.А.

Автор: rubikon55 от 26-06-2012, 10:36, посмотрело: 82573

0

 Урок русского языка.

10 класс.

Тема: Описание степи в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова.

Цель:

1)познакомиться с приемами работы над художественным текстом (описанием);

2)закрепить навык комплексно-сравнительного анализа текста;

3)развивать умение определять идею текста, анализируя средства выразительности, используемые в нём, и аргументированно излагать её в самостоятельно созданном тексте;

4)воспитывать бережное отношение к слову автора.

 

Ход урока:

Запись в тетрадях числа; классная работа.

Учитель. Вспомните, что вы знаете о типе речи описании.

- Описание - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки; для портрета - рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз и т.д.; при описании машины это будет сообщение о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде и т.д.

Учитель. Какова цель описания?

- Описание необходимо для того, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Записать тему урока                                                                                 Сл.1

Сообщение целей (Целеполагание)                                                        Сл.2

Сегодня мы готовимся с вами к написанию сочинения-рецензии на художественный текст описание степи.

См. цели урока.

Вступительное слово учителя.

О степи слагали стихи такие великие русские поэты, как А. Кольцов, И. Бунин, С. Есенин.                                                                                     Сл.3

 

Послушайте стихотворение И. Бунина.                                              

Степь изображали на своих полотнах такие великие художники, как А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, менее известные художники, например, Зверьков и др.                                                                                                                          Сл.4

О степи поётся в песне «Степь да степь кругом».                           Сл.5

Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые,   Сл.6
холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные   поэты, разные художники - разное восприятие степи.                                                Сл.7

На сегодняшнем уроке в центре внимания будут прозаические тексты
Гоголя, Тургенева, Чехова, описывающие степь.                                            Сл.8

Перед  вами  распечатки  отрывка из  повести  Н.   В.  Гоголя  «Тарас

Бульба».                                                                                            Сл.9

I. Выразительное чтение отрывка                                                      Сл.10

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство... до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Анализ текста

Учитель. Какое настроение автора передает текст? Ответы учеников:

-       Настроение, конечно, радостное, недаром описание завершается
восклицательным предложением.

Учитель. Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

-   Сначала Гоголь определяет степь как пространство земли. А затем прибегает к метафорам: степь - зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану...

-   Необозримость степи подчеркнута фразой: брызнули миллионы разных цветов.

-   Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.

Учитель. Почему автор изображает степь как живое существо?

-Украинская степь предстает перед нашими глазами как живая, потому
что Гоголь изобразил её с замечательным мастерством, роскошными
многоцветными красками, словно художник на полотне. Мы не только
видим степь. Писатель заставляет нас слышать её звуки, ощущать её запахи.

Учитель. Какими языковыми средствами это передается?

- В тексте много глаголов, они передают движение и помогают
нарисовать «живую» степь: ястребы стояли, крик гусей отдавался, чайка
подымалась и купалась.

- Прямой порядок слов перемежается инверсией: брызнули миллионы
разных цветов, стояли ястребы, подымалась чайка.
Инверсия главных

членов использована для выделения наиболее важных слов и повышения интонационной выразительности. Важные для речи слова переносятся в начало предложения.

- Автор использует гиперболу: вся поверхность земли представлялась
океаном, миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей; среди многообразия
цветов
один колос; среди тучи птиц - одна чайка. Всё до мелочей

стремится видеть писатель. С помощью гиперболы автор подчеркивает
мощь степной красоты.

-  В тексте встречается повтор: неподвижно стояли... неподвижно устремив; сравнения: чайка мелькала чёрною точкою; сравнение степи  c океаном и пустыней. Сравнения создают образ более яркий, точный, эмоциональный.

-  Картина степи озвучена тысячью птичьих свистов, криком диких гусей.

-  Атмосферу шуршания в степной траве и движения в степном небе создают также глухие и шипящие звуки: [с], [ч], [Ф], [ш].

Учитель, Как называется такой прием?

- Аллитерация.

Учитель. Какова роль этого приёма в тексте?

- Аллитерация помогает более точно нарисовать картину.

- Вся степь у Гоголя какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой: Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Учитель. Обобщите всё сказанное и ответьте на вопрос: какую роль в описании степи у Гоголя играют изобразительно-выразительные   средства?

- Роль изобразительно-выразительных средств в том, что они
украшают речь, делают её точной, ясной, выразительной, создают образ
яркий, эмоциональный. Тропы и стилистические фигуры помогают более
точно нарисовать картину.

Учитель. Почему Гоголь так восхищается степью? Для ответа на этот вопрос вспомните содержание произведения.

- Степь у него не сама по себе, а символ Родины. А она прекрасна. И
Гоголь создает великолепную, дорогую и милую сердцу каждого человека
картину.

Учитель. Какие композиционные части можно выделить в описании степи у Гоголя?

1. Общее представление о предмете.

  1. Отдельные признаки предмета.
  2. Авторская оценка, вывод.

-Эти композиционные части характерны для любого художественного текста с типом речи описанием.

Учитель. Подберите синонимы к словам:

Девственная (пустыня) - первозданная, нетронутая, нетронутая рукой человека, дикая;

Мерными (взмахами) - равномерными, размеренными, ритмичными.

Учитель. Объясните значение слова пространство.

  1. Объективная реальность, форма существования материи.
  2. Промежуток между чем-нибудь.
  3. Поверхность, земельная площадь.

Учитель. Проверим себя по словарю.

Учитель. Составьте с этим  словом   словосочетания.

Учитель.   Сегодня  нам  предстоит  проанализировать  ещё  2  текста описания. Давайте составим алгоритм работы над этими текстами.

                                          Алгоритм                                                       С л. 11

  1. 1.    Настроение, которое передает автор текста.
  2. 2.    Языковые средства, передающие настроение автора.
  3. 3.    Определение идеи текста через языковые средства.
  4. 4.    Авторская оценка.

Учитель. А теперь посмотрим, как описывает степь И. С. Тургенев.Сл.12

II. Выразительное чтение отрывка                                                     Сл..13

                                                                                                                    Сл.14

Далее, далее!.. пошли степные места. Глянешь с горы, - какой вид!  Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островками разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки... Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она, наконец - безграничная, необозримая степь!..

(Анализ этого отрывка сильные ученики подготовили заранее и сейчас расскажут о своих наблюдениях.)

Ответы учеников:

- Книга И.Тургенева «Записки охотника» завершается картинами природы. Данная в разное время года (весна, лето, осень), она символизирует вечное обновление жизни.

Автор предает радостное, восторженное настроение. Об этом говорят восклицательные предложения.

В этом отрывке ощущаешь себя спутником писателя: едете вы, глянешь с горы. Удивляет, что у Тургенева есть такая же метафора, что и у Гоголя, - сравнение холмов с разбегающимися волнами. Видимо, эта необозримость, необъятность степи рождала и будет рождать ещё не раз ассоциации с морской стихией.

В   остальном   степной   пейзаж   кажется   у   Тургенева   более реалистичным   и   конкретным:   холмы,   овраги,   небольшие  рощи,   узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев - это мы. И нам порою только кажется, что холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут (олицетворения).

Как и у Гоголя, тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения. Такие же длинные, монотонные, как и сама дорога в степи. Отсюда и повторы: далее, далее... и вновь в степи далее, далее.

У Тургенева при взгляде на степь - тоже восторг,: какой вид!; безграничная, необозримая степь!

Учитель. Сравнивая два отрывка, какой можно сделать вывод?

-Образным может быть язык писателя, и образность языка писателя у каждого своя, она индивидуальна. Однако у каждого писателя вовсе не всякий образ свой, неповторимый, как раз чаще всего повторим (как образ степи), но дан в своей особой ситуации, в своем особом употреблении.

Учитель. А мы переходим к третьему отрывку.                                  Сл.15

В 1888 году Чехов создает произведение, которое он рассматривает как «пропуск в большую литературу», - повесть «Степь». Предметом чеховских размышлений становится судьба Родины в целом и на этом фоне - судьба отдельного человека. Ребята, вам, наверное, не кажется странным, что мы сегодня, говоря об образе степи, несколько раз уже повторили слово Родина.

В «Степи» обозначена одна из важных сторон чеховского мироощущения - стихия природного мира, являющая собой идеальный образ гармонии, противопоставленный скучному миру людей. Повесть организуют две сюжетные линии: жизнь природы и жизнь человека. Пейзаж в этом произведении и становится самостоятельным сюжетом. Он демонстрирует представление автора о полной, осмысленной и гармоничной жизни.

III.Описание степи у А.Н.Чехова. («Степь») Выразительное чтение Сл.16

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается...

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы... и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой... в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы...

Кузнечики,  сверчки,  скрипачи  и  медведки  затянули  в  траве  свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.

Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным... Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперёк, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле...

Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки...

По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...

Диалог двух групп

Анализ отрывка построен на диалоге двух групп. Одна из групп получила задание составить вопросы для лингвистического анализа отрывка, другая внимательно прорабатывает текст.

-  Чьими глазами мы видим степь?

-  Мы видим степь то глазами автора, то глазами Егорушки. Взгляды их на степь различны.

-   Как воспринимает степь Егорушка?

- У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на
сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница — маленький человечек,
размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым
огнём (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по
дороге прыгают пузыри...

-  Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам. Продемонстрируйте это примерами из текста.

-  Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, всё кружит и затуманивает солнце.

-  Разноликая степь - величественная и просторная, страшная и не всегда понятная. А происходит это потому, что дается в разных восприятиях - автора и его маленького героя.

(Группа, задающая вопросы, имеет свои варианты ответов.)

- Мы хотим добавить. Перед нами утренний пейзаж и переход к дневному зною; картина томительного зноя, когда время точно застыло и остановилось, вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.

- В чеховском отрывке мы также отмечаем и олицетворения, и
метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот,
чернота дыхнула белым огнём...

-  Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).

-  Конечно, у каждого писателя свои художественные средства. Но что отличает чеховскую степь от гоголевской и тургеневской? Что это за особенность?

-  Нам кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой. Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь красивой девушкой. И всё потому, что она так часто меняет свой нрав.

-  Степь становится действующим лицом, живым человеком.

-  Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.

-  Автор использует приемы аллитерации и ассонанса. В первом абзаце отрывка очень много звуков [с], [ш],[х], [ц]. Это звуки, передающие глухой стук колёс телеги, ехавшей по степи. Монотонность повторяющихся шипящих звуков: едешь - едешь и не разберёшь - передает чувство скуки и надоедливости дороги.

Во втором абзаце обилие звуков [о], [а] рождает напевность, мелодичность. Эта музыкальность в природе сливается с реальной бытовой картиной: где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять...

-Когда всё больше вчитываешься в текст, прислушиваешься к его звукописи, то удивляешься: как она помогает точно нарисовать картину.

Посмотрим, как Чехов рисует приближение грозы: Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём; тотчас же загремел гром... Прочитали? Почувствовали, как на нас накатывает гроза? А помогли это почувствовать сочетания звуков: [др], [рв], [р], [г], [гр],     - Всё это происходит потому, что фонетический, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить аллитерацию на [р], [г] нет даже надобности знать язык, на котором писал Чехов, это и так слышно.

Учитель. Вы хорошо справились с заданием. Диалог двух групп состоялся. А теперь выполните мои задания к этому тексту.

1. Валя, говоря о лирических эпитетах, отметила, что они помогают
понять содержание, почувствовать и пережить происходящее. Как вы
понимаете выражения:

Опрокинутое небо — странное, необычное.

Загорелые   холмы   -   опаленные   солнцем,   имеющие   бронзовый,

обгорелый вид.

2.      I в. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне
(расстилалась, разберёшь, замерла, загорелые)

II в. Выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне (горизонт, человек, засверкала, сверчки, покойными, спирально, стрекоз)

Мы рассмотрели три отрывка описания степи. Если бы у вас в руках были краски, то какие цвета вы бы использовали, рисуя степь Гоголя, Тургенева, Чехова?

-   Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зелёный, зелено-золотой, синий, чёрный. А цветов миллионы! Вот tj\q буйство красок!

-   У Тургенева степь скупа на краски. Рисуя тургеневскую степь, цвета надо додумывать. Скорее здесь будет преобладать цвет засеянных (жёлтый) и распаханных (чёрный) земель. Небольшие рощи будут написаны редким зеленым цветом.

-   Ярко-жёлтый, лиловый, буро-зеленый цвета появились бы на картине, изображающей чеховскую степь.

Учитель. Сравнив отрывки, постарайтесь сделать выводы.

-   У каждого большого писателя даже при общности художественных образов, сравнений, метафор, при всём сходстве ассоциаций возникает своя индивидуальная картина степи, выраженная по-своему

-   Разные писатели, разное время, разные литературные пристрастия, но язык един. Получаешь эстетическое удовольствие от такого русского языка.

Учитель.А сейчас, ребята, напишите сочинение-эссе по одному из Сл.17 описаний степи.

Проверить 2-3 работы

- Итак, подведём итоги урока. Что нового для себя вы узнали на уроке?                                                                                                                       Сл. 18

-Чему научились?

- Оценки.

Домашнее задание. Напишите сочинение-рецензию по любому из отрывков.

 

Анализ урока в 10  классе.

 

Тема: Описание степи в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова.

 

В моем тематическом планировании на изучение этой темы отводится один час.

Уроки развития речи в рамках изучения  как литературы, так и русского языка, я считаю, должны отличаться разнообразием приемов работы с произведениями писателя и содержать алгоритм работы над текстом, создаваемый самими учениками. В процессе обучения усваивается именно этот алгоритм. Различные способы чтения и анализа авторского текста помогают лучше понять и убедительно высказать свое суждение по тому или иному вопросу

В 10 классе мы активно начинаем готовить старшеклассников к ЕГЭ. И этот урок подготовки к написанию сочинения – рецензии, считаю, будет полезен.

Урок проводился в классе, где есть учащиеся, имеющие познавательный интерес, уровень обученности в целом удовлетворительный, но имеются очень слабые дети (Попова, Пурикова, Пронина, Курбатов, Водолазкин).

Исходя из особенностей класса и темы данного урока, цели таковы: воспитание грамотного, квалифицированного читателя. Все запланированные цели были реализованы. По своей структуре это урок комбинированный.

 

 Для достижения целей урока я избрала следующие методы и приемы:

  1. исследовательский (комплексно-сравнительный анализ текстов);
  2. словесный (беседа, словарная работа);
  3. продуктивный (создание своего текста)

 

Виды деятельности учащихся на уроке:

  1. Монолог на лингвистическую тему
  2. Выразительное чтение
  3. Комплексно-сравнительный анализ текста
  4. Словарная работа
  5. Составление алгоритма работы над текстами.
  6. Орфографическая работа
  7. Творческая работа

 

Виды читательской деятельности:

  1. чтение;
  2. слушание;
  3. говорение;
  4. письмо;

 

Структура урока была подчинена целям и содействовала конечному результату.

Считаю, что урок результативен, поставленные  цели были достигнуты.

скачать step.ppt [2,07 Mb] (cкачиваний: 115)

Категория: Методическая работа » Разработки уроков

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.