Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » Физика, 9 класс. Архимедова сила. Учитель: Мажурина Л.Г.

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Физика, 9 класс. Архимедова сила. Учитель: Мажурина Л.Г.

Автор: rubikon55 от 5-07-2012, 12:56, посмотрело: 3887

0

 

Учитель: Мажурина Л.Г.

9 класс

 

Тема урока: Сила трения.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок исследование.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся направленная на достижение ими результатов:

1)Предметных:

  • Понять механизм появления силы трения;
  • Овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения зависимости силы трения от материалов из которых изготовлены соприкасающиеся поверхности, от силы реакции опоры;
  • Уметь измерять различные виды силы трения;
  • Использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыт, эксперимент);
  • Овладеть опытом решения  качественных и расчетных задач по изучаемой теме;
  • Понять какие существуют возможности для увеличения и уменьшения силы трения, какое значение имеет трение в жизни человека.

2)Общепредметные :

  • уметь проводить наблюдения, выполнять опыты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • уметь применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач;

3) Метапредметных:

  • в познавательной деятельности

- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- умение использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, эксперимент);

-умение разделять процессы на этапы, шаги;

-умение устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях.

  •  в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • в  рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

- владение навыками само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценки.

4) Личностных:

 - стимулировать способность иметь собственные мнения.

 - умение быть толерантным в коллективных формах общения.

 - выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

 - самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Оборудование: компьютерная презентация: «Сила трения», компьютер, проектор.

Демонстрация

Оборудование

1

Поведение трибометра на наклонной плоскости при различных углах наклона и различных поверхностях

Штатив, трибометр, гладкая деревянная дощечка

2

Поведение трибометра на наклонной плоскости на различных поверхностях

Штатив, трибометр, две дощечки с различной обработкой поверхности

 

I Организационный этап (самоопределение деятельности)

Цель этапа:

  • включить учащихся в учебную деятельность;
  • определить содержательные рамки урока.

Учитель: «Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с Вами продолжаем изучать динамику. В ходе сегодняшнего урока каждый из Вас будет участвовать в решении  целого ряда важных задач. Вы будете оценивать свою работу. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками»

ОЦЕНОЧНЫЙ БЛАНК

Решение задач

 

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Итог

Первичная оценка понимания задачи (гипотеза решения)

«+» понимаю, как выполнить задание, решить задачу

«-» испытываю затруднение при выполнении задания

 

 

 

 

Оценка правильности гипотезы, после обсуждения решения классом

«+» моя гипотеза решения задачи является правильной

«-» моя гипотеза решения задачи оказалась ошибочной

 

 

 

 

Оценка собственного   решения задачи после сверки с образцом

«+» собственное решение совпадает с образцом

«-» в решении допущены ошибки, приводящие к неправильному ответу

 

 

 

 

РАБОТА В ГРУППЕ

 

         Ф.И.

Группа № ____

( поставьте знак «+» в ячейке, соответствующей нужному критерию)

Активное участие в работе группы

Пассивное участие в работе группы

Генератор идей

Экспериментатор

Оформитель отчета

Докладчик

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

II Этап постановки целей и задач урока

Цель этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие в ходе которого учащееся выявят затруднения в учебной деятельности;
  • согласовать цель и тему урока

Учитель: «Народная мудрость гласит:

!  не подмажешь  не поедешь;

!  угря в руках не удержать;

!  лыжи скользят по погоде;

!  нет такого человека, который хотя  бы раз на льду не поскользнулся;

!  пошло дело как по маслу.

О каком явлении идет речь» (Слайд №1)

Слайд №2 (Человек толкает пианино)

 

Физика, 9 класс. Архимедова сила. Учитель: Мажурина Л.Г.

Учитель: «Почему человек не может сдвинуть пианино с места. Не противоречит ли это первому закону Ньютона?»

Учитель: «Как видно, тех знаний которые мы с Вами усвоили на предыдущих уроках не совсем достаточно что бы дать полные ответы на поставленные вопросы. Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия»

Ученик: «Наша цель заключается  в выявлении причины появления силы препятствующей движению одного тела по поверхности другого, в определении величин от которых она зависит, в её количественном и качественном описании, в выявлении области применения полученных знания на практике»

Учитель: «Цель намечена.  Давайте попробуем сформулировать задачи»

Учащиеся: «1. Определить от каких величин зависит сила действующая на тело при его движении на поверхности другого тела;

            2. Количественно эту силу описать;

            3. Объяснить причину её появления;

            4. Научиться измерять;

            5. Найти способы увеличения и уменьшения;

            6. Научиться применять полученные знания на практике»

Учитель: «Запишем тему урока: «Сила трения»

III. Основной этап урока. Этап получения новых знаний и способов деятельности.

Учитель: «Попробуем ещё раз убедиться, что сила трения существует»

Демонстрация 1

Учитель: «Под действием какой силы трибометр соскальзывает с линийки»

Ученик: «Под действием силы тяжести»

Учитель: «Почему при уменьшении угла наклона трибометр не соскальзывает с наклонной плоскости»

Ученик: «Мешает движению трибометра сила трения»

Демонстрация 2

Учитель: «Почему трибометр соскальзывает с гладкой поверхности линейки и не соскальзывает с шероховатой?»

Ученик: «При движении по шероховатой поверхности сила трения имеет большее значение»

Учитель: «Давайте сделаем вывод»

Ученик: «На тело действует сила трения, направленная вдоль соприкасающихся  поверхностей в сторону противоположную его движению»

Учитель: «Мы обосновали существование силы трения, давайте попробуем решить первую задачу»

Работа в группах

Учитель: «Посмотрите на демонстрационный стол. Какие приборы на нем находятся? Какие эксперименты по изучению силы трения вы можете предложить»

Учащиеся: «Сила трения зависит от массы тела, от свойств соприкасающихся поверхностей, от площади поверхности»

Учитель: «Являются ли ваши предположения верными?»

Учащиеся: «Мы не знаем. Надо проверить на опыте»

Учитель: «Давайте проверим все три предположения. Для этого разделимся на группы. 1 группа проверяет зависимость силы трения от массы груза. 2 группа проверяет зависимость силы трения от площади соприкасающейся поверхности. 3 группа проверяет зависимость силы трения от свойств соприкасающихся поверхностей. Я предлагаю оформить отчеты на специальных бланках.

Бланк №1

т, кг

     

Fтр, Н

     

Fтр,Н

   Схема 1

 

 

                                                                 


Бланк №2

 

S (см)

     

F тр (н)

     

 

Схема 2

Физика, 9 класс. Архимедова сила. Учитель: Мажурина Л.Г.


Бланк №3

Ч

1 неровное

2 гладкое

3 отшлифованное

F тр

     

1)Неровная поверхность- брусок неотработан.
2)Гладкая поверхность- брусок обструган вдоль волокон дерева.
3) Отшлифованная гладкая поверхность обработана наждачной бумагой.
4)При исследовании силы трения от материалов трущихся поверхностей мы используем 1 брусок массой 120 г и разные контактные поверхности.

Отчеты учащихся

1 группа  сила трения прямопропорционально зависит от массы тела

2 группа   сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей

3 группа   сила трения зависит от свойств соприкасающихся поверхностей

Фронтальная работа с классом

Учитель: «Давайте попробуем составить формулу для определения силы трения. Для этого назовите какие силы действуют на равномерно горизонтально движущийся трибометр по деревянной линейке?»

Учащиеся: «Сила тяжести направлена вертикально вниз. Сила реакции опоры направлена перпендикулярно опоре. Сила трения направлена и противоположна движению трибометра. Сила упругости (сила тяги) направлена вдоль направления движения трибометра»

Учитель: «Какая из этих сил определяет силу трения»

Ученик: «Реакция опоры»

Учитель: «Почему?»

Ученик: «Тело в следствии притяжения к земле оказывает давление на опору  по III Закону Ньютона появляется сила реакции опоры, при увеличении массы тела сила реакции опоры также увеличивается»

Учитель: « Давайте эту информацию запишем в конспекты»

 

 Слайд №3


µ- коэффициент трения скольжения  

ВЫВОД: Cила трения равна произведению силы реакции опоры на коэффициент трения скольжения

Учитель: «Приведите примеры проявления силы трения».

Учащиеся: «Движение санок по снегу, машины по дороге».

                    «Сила трения возникает при попытке сдвинуть тяжелые предметы».

Учитель: «Как вы думаете, значения сил трения различных видов будут одинаковы или нет?»

Эксперимент

Учитель: «Работая в группах, измерьте силы трения качения, скольжения, покоя. Подумайте, при помощи какого оборудования можно измерить силу трения качения».

Учащиеся делают вывод:  1 Сила трения покоя имеет предельное максимальное значение.

                                             2 Сила трения скольжения значительно меньше силы трения качения.

Учитель: «Как вы думаете, какие причины появления силы трения?»

Ученик: «На соприкасающихся поверхностях имеются шероховатости, зазубринки, которые мешают перемещаться одному телу по поверхности другого».

Учитель: «А почему бывает так трудно отделять листы бумаги друг от друга».

Ученик: «Есть еще одна причина. Если гладкие поверхности соприкасающихся т, то происходит взаимное притяжение молекул различных поверхностей».

Слайд№4

       


Учитель: «Несколько учащихся готовили к уроку творческое задание по теме: « Трение. Польза или вред?»

Отчет группы учащихся о пользе и вреде силы трения.  

IV Этап первичной  проверки понимания  изученного.

Цель этапа:

  • зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Учитель: «Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте повторим изученный материал».

Обобщение материала.

  • От каких величин зависит сила трения?
  • Как она направлена?
  • По какой формуле рассчитывается сила трения?
  • Какие виды сил трения вы знаете?
  • Причины появления силы трения.

V Этап закрепления нового материала.

Цель этапа:

  • Проверить свое умение применять полученные знания при решении задач.

Учитель: «Переходим к следующему этапу урока-  решению задач. Перед вами тексты задач и оценочный бланк ,который вам предстоит заполнить в процессе решения.

 

Задача №1

Что должен сделать водитель машины, подъезжая к крутому повороту? Почему водитель должен быть особенно внимательным в сырую погоду, во время листопада или при гололеде?

 

Задача №2

18 августа 1651 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Чтобы подчеркнуть особенную торжественность данного мероприятия начальник строительства приказал первую версту дороги покрыть масляной белой, краской. Как вы думаете чем закончилось данное мероприятие?

Задача №3

Через сколько времени  после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12м/с, если коэффициент трения при аварийном торможении равен 0,4?

VI Рефлексия

Цели этапа:

  • Оценить собственную работу на уроке;
  • Скорректировать дальнейшую учебную деятельность.

Учитель: «Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Какие практические навыки приобрели?
  3. Какие трудности испытали?
  4. Понравился ли вам урок?

А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы. Я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками №1, лежащими перед вами   P.S. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке.

 

VII Заключительный этап

Учитель: «Сегодня на уроке Вы изучили еще одну физическую величину – силу трения. Научились объяснять многие механические явления. Я надеюсь, что поговорки Вам стали понятны не только в переносном смысле, но и в прямом (Слайд №1). Мне было приятно с Вами работать, всего Вам доброго»

Домашнее задание : п 22, №4

 

Категория: Методическая работа » Разработки уроков

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.