Учитель: Мажурина Л.Г.
9 класс
Тема урока: Сила трения.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок исследование.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся направленная на достижение ими результатов:
1)Предметных:
- Понять механизм появления силы трения;
- Овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения зависимости силы трения от материалов из которых изготовлены соприкасающиеся поверхности, от силы реакции опоры;
- Уметь измерять различные виды силы трения;
- Использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыт, эксперимент);
- Овладеть опытом решения качественных и расчетных задач по изучаемой теме;
- Понять какие существуют возможности для увеличения и уменьшения силы трения, какое значение имеет трение в жизни человека.
2)Общепредметные :
- уметь проводить наблюдения, выполнять опыты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- уметь применять теоретические знания по физике на практике при решении физических задач;
3) Метапредметных:
- в познавательной деятельности
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- умение использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, эксперимент);
-умение разделять процессы на этапы, шаги;
-умение устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях.
- в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
- владение навыками само- и взаимоконтроля, само- и взаимооценки.
4) Личностных:
- стимулировать способность иметь собственные мнения.
- умение быть толерантным в коллективных формах общения.
- выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Оборудование: компьютерная презентация: «Сила трения», компьютер, проектор.
№ |
Демонстрация |
Оборудование |
1 |
Поведение трибометра на наклонной плоскости при различных углах наклона и различных поверхностях |
Штатив, трибометр, гладкая деревянная дощечка |
2 |
Поведение трибометра на наклонной плоскости на различных поверхностях |
Штатив, трибометр, две дощечки с различной обработкой поверхности |
I Организационный этап (самоопределение деятельности)
Цель этапа:
- включить учащихся в учебную деятельность;
- определить содержательные рамки урока.
Учитель: «Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с Вами продолжаем изучать динамику. В ходе сегодняшнего урока каждый из Вас будет участвовать в решении целого ряда важных задач. Вы будете оценивать свою работу. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками»
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛАНК
Решение задач |
|
Задача 1 |
Задача 2 |
Задача 3 |
Итог |
Первичная оценка понимания задачи (гипотеза решения) |
«+» понимаю, как выполнить задание, решить задачу «-» испытываю затруднение при выполнении задания |
|
|
|
|
Оценка правильности гипотезы, после обсуждения решения классом |
«+» моя гипотеза решения задачи является правильной «-» моя гипотеза решения задачи оказалась ошибочной |
|
|
|
|
Оценка собственного решения задачи после сверки с образцом |
«+» собственное решение совпадает с образцом «-» в решении допущены ошибки, приводящие к неправильному ответу |
|
|
|
|
РАБОТА В ГРУППЕ
№ |
Ф.И. |
Группа № ____ ( поставьте знак «+» в ячейке, соответствующей нужному критерию) |
|||||
Активное участие в работе группы |
Пассивное участие в работе группы |
Генератор идей |
Экспериментатор |
Оформитель отчета |
Докладчик |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
II Этап постановки целей и задач урока
Цель этапа:
- организовать коммуникативное взаимодействие в ходе которого учащееся выявят затруднения в учебной деятельности;
- согласовать цель и тему урока
Учитель: «Народная мудрость гласит:
! не подмажешь не поедешь;
! угря в руках не удержать;
! лыжи скользят по погоде;
! нет такого человека, который хотя бы раз на льду не поскользнулся;
! пошло дело как по маслу.
О каком явлении идет речь» (Слайд №1)
Слайд №2 (Человек толкает пианино)
Учитель: «Почему человек не может сдвинуть пианино с места. Не противоречит ли это первому закону Ньютона?»
Учитель: «Как видно, тех знаний которые мы с Вами усвоили на предыдущих уроках не совсем достаточно что бы дать полные ответы на поставленные вопросы. Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия»
Ученик: «Наша цель заключается в выявлении причины появления силы препятствующей движению одного тела по поверхности другого, в определении величин от которых она зависит, в её количественном и качественном описании, в выявлении области применения полученных знания на практике»
Учитель: «Цель намечена. Давайте попробуем сформулировать задачи»
Учащиеся: «1. Определить от каких величин зависит сила действующая на тело при его движении на поверхности другого тела;
2. Количественно эту силу описать;
3. Объяснить причину её появления;
4. Научиться измерять;
5. Найти способы увеличения и уменьшения;
6. Научиться применять полученные знания на практике»
Учитель: «Запишем тему урока: «Сила трения»
III. Основной этап урока. Этап получения новых знаний и способов деятельности.
Учитель: «Попробуем ещё раз убедиться, что сила трения существует»
Демонстрация 1
Учитель: «Под действием какой силы трибометр соскальзывает с линийки»
Ученик: «Под действием силы тяжести»
Учитель: «Почему при уменьшении угла наклона трибометр не соскальзывает с наклонной плоскости»
Ученик: «Мешает движению трибометра сила трения»
Демонстрация 2
Учитель: «Почему трибометр соскальзывает с гладкой поверхности линейки и не соскальзывает с шероховатой?»
Ученик: «При движении по шероховатой поверхности сила трения имеет большее значение»
Учитель: «Давайте сделаем вывод»
Ученик: «На тело действует сила трения, направленная вдоль соприкасающихся поверхностей в сторону противоположную его движению»
Учитель: «Мы обосновали существование силы трения, давайте попробуем решить первую задачу»
Работа в группах
Учитель: «Посмотрите на демонстрационный стол. Какие приборы на нем находятся? Какие эксперименты по изучению силы трения вы можете предложить»
Учащиеся: «Сила трения зависит от массы тела, от свойств соприкасающихся поверхностей, от площади поверхности»
Учитель: «Являются ли ваши предположения верными?»
Учащиеся: «Мы не знаем. Надо проверить на опыте»
Учитель: «Давайте проверим все три предположения. Для этого разделимся на группы. 1 группа проверяет зависимость силы трения от массы груза. 2 группа проверяет зависимость силы трения от площади соприкасающейся поверхности. 3 группа проверяет зависимость силы трения от свойств соприкасающихся поверхностей. Я предлагаю оформить отчеты на специальных бланках.
Бланк №1
т, кг |
|||
Fтр, Н |
Fтр,Н
Схема 1
Бланк №2
S (см) |
|||
F тр (н) |
Схема 2
Бланк №3
Ч |
1 неровное |
2 гладкое |
3 отшлифованное |
F тр |
1)Неровная поверхность- брусок неотработан.
2)Гладкая поверхность- брусок обструган вдоль волокон дерева.
3) Отшлифованная гладкая поверхность обработана наждачной бумагой.
4)При исследовании силы трения от материалов трущихся поверхностей мы используем 1 брусок массой 120 г и разные контактные поверхности.
Отчеты учащихся
1 группа сила трения прямопропорционально зависит от массы тела
2 группа сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей
3 группа сила трения зависит от свойств соприкасающихся поверхностей
Фронтальная работа с классом
Учитель: «Давайте попробуем составить формулу для определения силы трения. Для этого назовите какие силы действуют на равномерно горизонтально движущийся трибометр по деревянной линейке?»
Учащиеся: «Сила тяжести направлена вертикально вниз. Сила реакции опоры направлена перпендикулярно опоре. Сила трения направлена и противоположна движению трибометра. Сила упругости (сила тяги) направлена вдоль направления движения трибометра»
Учитель: «Какая из этих сил определяет силу трения»
Ученик: «Реакция опоры»
Учитель: «Почему?»
Ученик: «Тело в следствии притяжения к земле оказывает давление на опору по III Закону Ньютона появляется сила реакции опоры, при увеличении массы тела сила реакции опоры также увеличивается»
Учитель: « Давайте эту информацию запишем в конспекты»
Слайд №3
µ- коэффициент трения скольжения
ВЫВОД: Cила трения равна произведению силы реакции опоры на коэффициент трения скольжения
Учитель: «Приведите примеры проявления силы трения».
Учащиеся: «Движение санок по снегу, машины по дороге».
«Сила трения возникает при попытке сдвинуть тяжелые предметы».
Учитель: «Как вы думаете, значения сил трения различных видов будут одинаковы или нет?»
Эксперимент
Учитель: «Работая в группах, измерьте силы трения качения, скольжения, покоя. Подумайте, при помощи какого оборудования можно измерить силу трения качения».
Учащиеся делают вывод: 1 Сила трения покоя имеет предельное максимальное значение.
2 Сила трения скольжения значительно меньше силы трения качения.
Учитель: «Как вы думаете, какие причины появления силы трения?»
Ученик: «На соприкасающихся поверхностях имеются шероховатости, зазубринки, которые мешают перемещаться одному телу по поверхности другого».
Учитель: «А почему бывает так трудно отделять листы бумаги друг от друга».
Ученик: «Есть еще одна причина. Если гладкие поверхности соприкасающихся т, то происходит взаимное притяжение молекул различных поверхностей».
Слайд№4
Учитель: «Несколько учащихся готовили к уроку творческое задание по теме: « Трение. Польза или вред?»
Отчет группы учащихся о пользе и вреде силы трения.
IV Этап первичной проверки понимания изученного.
Цель этапа:
- зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Учитель: «Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте повторим изученный материал».
Обобщение материала.
- От каких величин зависит сила трения?
- Как она направлена?
- По какой формуле рассчитывается сила трения?
- Какие виды сил трения вы знаете?
- Причины появления силы трения.
V Этап закрепления нового материала.
Цель этапа:
- Проверить свое умение применять полученные знания при решении задач.
Учитель: «Переходим к следующему этапу урока- решению задач. Перед вами тексты задач и оценочный бланк ,который вам предстоит заполнить в процессе решения.
Задача №1
Что должен сделать водитель машины, подъезжая к крутому повороту? Почему водитель должен быть особенно внимательным в сырую погоду, во время листопада или при гололеде?
Задача №2
18 августа 1651 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Чтобы подчеркнуть особенную торжественность данного мероприятия начальник строительства приказал первую версту дороги покрыть масляной белой, краской. Как вы думаете чем закончилось данное мероприятие?
Задача №3
Через сколько времени после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12м/с, если коэффициент трения при аварийном торможении равен 0,4?
VI Рефлексия
Цели этапа:
- Оценить собственную работу на уроке;
- Скорректировать дальнейшую учебную деятельность.
Учитель: «Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие практические навыки приобрели?
- Какие трудности испытали?
- Понравился ли вам урок?
А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы. Я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками №1, лежащими перед вами P.S. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке.
VII Заключительный этап
Учитель: «Сегодня на уроке Вы изучили еще одну физическую величину – силу трения. Научились объяснять многие механические явления. Я надеюсь, что поговорки Вам стали понятны не только в переносном смысле, но и в прямом (Слайд №1). Мне было приятно с Вами работать, всего Вам доброго»
Домашнее задание : п 22, №4