Тарасовская СОШ № 2 » Рекомендации психолога » Для родителей будущих первоклассников

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Для родителей будущих первоклассников

Автор: rubikon55 от 29-05-2013, 17:49, посмотрело: 3655

0

 

        Уважаемые родители будущих первоклассников!

Ваши дети прошли тестирование, кто-то – более, а кто-то – менее удачно. Подавляющее большинство детей умеют читать, считать, а кто-то – даже писать. Видна кропотливая работа  родителей, воспитателей детского сада. Однако наряду с положительными моментами хотелось бы отметить, что у довольно большого количества детей недостаточно развита мелкая моторика руки (что, в свою очередь, негативно скажется на процессе обучения письму), далеко не все могут составить четкий, развернутый, красивый рассказ по картинке, зачастую даже простое задание на выявление уровня внимания («Найди отличия» и т.д.) вызывает затруднения. Ваши дети довольно много времени проводят за компьютером, телевизором. С одной стороны, благодаря этому почти у всех деток очень хорошая зрительная память. Однако, к сожалению, уровень слуховой памяти в среднем невысокий. А ведь от развития слуховой памяти зависит, будет ли ваш ученик слышать учителя, запоминать его объяснения. Хотелось бы обратить ваше внимание и на то, что около 30% детей не знают названий сказок, родители не читают им дома. Наверное, многие думают, что если ребенок научился читать, то пусть отныне занимается чтением самостоятельно. Хотелось бы порекомендовать как можно больше читать ребенку, обсуждать с ним прочитанное.

Родители перед школой  задаются вопросом, как научить ребенка читать, писать и считать, стремятся быстрее пройти программу 1 класса. Конечно, не хочется со своим ребенком "ударить в грязь лицом" перед учителями на тестировании.

От года к году требования к первоклассникам ужесточаются, и многие родители убеждены в том, что самая главная подготовка до школы — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать. Однако, как доказал многолетний опыт педагогов и психологов, это не главное.

Давайте попробуем выйти из "тени предубеждений", отодвинем предрассудки и поймем, что, в первую очередь, необходимо обратить внимание на здоровье ребенка и его развитие. Я предлагаю вам посмотреть на вашего малыша не с общественной точки зрения (потому что так делает семья Ивановых, значит, надо и нам), а с индивидуальной: насколько именно ваш ребенок подготовлен к школе.

"Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться" — считал детский психолог Л. А. Венгер. И как же он был прав!

Представим, что "подготовка к школе", это некий прямоугольник, где самая большая его сторона называется "Умение читать, считать, писать". Эти навыки называют педагогической готовностью ребенка. К сожалению, многие родители "зациклены" на этой стороне прямоугольника и не хотят посмотреть на все стороны и аспекты "подготовки к школе". Однако если мы с вами "завернем за каждый угол", то увидим, что ещё одна сторона подготовки к школе называется "психологическая готовность", также есть "речевая готовность" и "физическая готовность". Важно понимать, что все эти аспекты взаимосвязаны, и необходимо развивать каждый из них.

 

Школьные психологи считают ребенка не готовым к школьному обучению, если он:

  • не самостоятелен или недостаточно самостоятелен;
  • не умеет сосредотачиваться на задании;
  • не умеет слушать инструкцию педагога;
  • больше настроен на игру, чем на учение;
  • не умеет дружить со сверстниками;
  • не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их;
  • слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен;
  • у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и др.

При любом уровне знаний и готовности ребенок будет принят в первый класс. А вот неуспеваемость, нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе.

Из схемы, представленной выше, видно, что психологическая готовность к обучению в школе включает в себя интеллектуальную, мотивационную, коммуникативную и волевую готовность. Давайте подробнее рассмотрим каждый аспект готовности к школе.

Интеллектуальная готовность — это развитие внимания, памяти, мышления, умение анализировать и обобщать. Иными словами, ребенок должен уметь не только ориентироваться во времени и пространстве, но и иметь запас бытовых знаний об окружающем мире.

Мотивационная готовность — это готовность к учебной деятельности и наличие мотивации. Этот вид готовности подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Очень важно, чтобы школа была привлекательна для ребенка своей главной деятельностью — учебой. В формировании у дошкольников мотивации к учебе важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, в том числе социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в период раннего детства.

Волевая готовность — это умение ребенка следовать правилам, вопреки своим желаниям. Волевая готовность — это умение ставить перед собой цель и принимать решения, выполнять определенные команды, следовать алгоритму выполнения действий, уметь оценить свои действия и действия других. Значима и высокая работоспособность. Развитию волевой готовности помогут занятия творческого цикла — рисование, конструирование, лепка.

Коммуникативная готовность — это умение ребёнка общаться с коллективом, дружить и жить в коллективе, умение общаться с учителем и взрослыми людьми, соблюдать определенные нормы поведения. Готовность ребёнка остаться без родителей с учителем и классом.

Развитию коммуникативной готовности способствуют регулярные занятия (как занятия по раннему развитию, так и по подготовке к школе), посещения праздничных мероприятий, конкурсов, выступления на концертах, посещение театральной студии, занятие музыкой и танцами.

Физическая готовность — это не только умение "удержания статических поз в положении сидя", но и развитие мелкой моторики рук (умение завязать шнурки, застегнуть пуговицы, уверенно и правильно держать столовые приборы), а также общая физическая выносливость. Помогут в развитии физической готовности занятия ритмикой, танцами, занятия в спортивных секциях, занятия по бисероплетению и вязанию.

Речевая готовность. Известно, что чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Ребёнок должен уметь вести диалог, уметь задавать вопросы, отвечать на них, уметь пересказать прочитанное или услышанное, уметь владеть связной речью. При подготовке к школе необходимо уделить внимание качеству звукопроизношения, умению строить предложения, правильному употреблению предлогов, умению составлять рассказ по картинке.

Сейчас, помимо подготовки к школе в детском саду, вы можете записать ребенка на специальные занятия по подготовке к школе в реабилитационном центре «Надежда», пригласить репетитора или заниматься с ребенком самостоятельно на дому. Комплексная подготовка детей к школе — задача непростая, но вполне решаемая, и одним из важнейших факторов на пути ее реализации является настрой и решимость родителей. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, давайте ему решать логические игры, общаться со сверстниками, читайте, занимайтесь творчеством, физической подготовкой, и у вас все получится. Зная основные аспекты подготовки вашего малыша, вам обоим будет проще пройти этот непростой путь подготовки к новой увлекательной жизни под названием "ШКОЛА".

Упражнения для подготовки ребенка к школьному обучению

 

4-й лишний

Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам и почему.

  • Яблоко, груша, картофель, слива
  • Шапка, брюки, пальто, сапоги
  • Чашка, ваза, миска, ложка
  • Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

 

Простые вопросы:

  • Кто больше – кот или коза?
  • Днём светло, а ночью?
  • Небо голубое, а трава?
  • Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван?
  • Маленький кот – котёнок, маленькая собака…?
  • Почему у всех автомобилей тормоза?
  • Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка?
  • Чем различаются гвоздь и винт?
  • Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем?
  • Назови транспортные средства, предметы одежды, мебели.
  •  

Развиваем память

Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.

  • Дом, солнце, ворона, часы, карандаш
  • Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка
  • Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка

Научите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.

 

Развитие общей координации и точности движений

а) игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобное ловим, несъедобное отталкиваем), а также любые другие игры и упражнения с мячом;
б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); передайте роль ведущего ребенку, пускай сам придумывает движения;
в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.

 

 

 

Знакомство

Предложите ребёнку рассказать о себе так, как бы он сделал это, представляясь незнакомому человеку.

Игра «Пожалуйста»

Ребенок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста»: «пожалуйста, присядь».

Чего не хватает?

Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.

«Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть

Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребенок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок – уровень самоконтроля достаточно высок.

Развиваем речь

Просите ребенка пересказывать короткие рассказы, сказки, мультфильмы. Ребёнок будет учиться согласовывать слова, правильно строить предложения, соблюдать логику рассказа (начало, середина, конец).

Развиваем фонематический слух:

а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребенок должен услышать и назвать это другое слово:

  • Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора
  • Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос
  • Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса
  • Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша

Если ребенок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.

б) «назови звуки». Ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…

Игра «Пантомима»

Предложите ребёнку с помощью разнообразных поз, движений тела показать, как выглядят: добрый учитель; злой учитель; отличник; ученик, который плохо учится; не хочет идти в школу; старательно делает уроки; внимательный; невнимательный; боится отвечать; с удовольствием идёт в школу. Кого приятнее показывать? Предложите другие задания, не связанные со школой.

Мои достоинства

На большом листке бумаги напишите вместе с ребёнком список его достоинств. Прочитайте это другим взрослым, пускай добавят ещё какие-то достоинства. Список положите на видном месте. Регулярно перечитывайте его и дополняйте.

Противоположные слова

Предложите ребенку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима – лето, высокий – низкий, холодно – жарко, мокрый - сухой. Если у ребенка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый – грустный, жадный – щедрый, замерзающий - тающий).

Объясни инопланетянину

Предложите ребенку представить, что он встретил инопланетянина, который не знает значения многих слов в нашем языке, и он (ребёнок) должен ему всё объяснить. Слова можно брать любые, но начинать надо с простых, хорошо знакомых (нож, велосипед, шапка, телефон). Постепенно переходите к более сложным понятиям (холодно, весело, радость, горе, счастье). Важно, чтобы ребенок сам мог назвать назначение предмета и его существенные качества или признаки (велосипед – для того, чтобы ездить, у него есть колёса, педали, руль).

Наблюдательность

Предложите ребенку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Сходство и различие

Предложите ребенку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор.

Самый главный человек

Спрячьте в коробку зеркало. Скажите ребенку, что он увидит портрет самого главного человека в мире. Как ты думаешь, кто этот человек? Ребенок заглядывает в коробку, видит там собственное отображение в зеркале и делает вывод, что самый главный человек на земле – это он. Если детей несколько, то первые заглянувшие в коробку должны молчать, пока не посмотрят все.

Создай свой герб

Ребенку предлагается создать свой личный герб. Он, например, может быть любимого цвета, с символами, которые отображают что-либо, что ребёнок любит или умеет делать, о чём мечтает. Можно использовать всё: цветную бумагу, клей, открытки, фантики, сухие листья, краски, карандаши и т. д.

Развиваем моторику

  1. На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребенок должен закончить.
  2. «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
  3. «Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.
  4. «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.
  5. Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки.
  6. Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп.
  7. Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.

Что нового?

Подумайте, как много новых и полезных применений Вы можете найти для знакомых вещей. Можно комбинировать предметы и придумывать применение для их комбинации.

Чувство ритма

Взрослый демонстрирует комбинацию из 5-7 хлопков, а ребенок должен её повторить.

Разрезные картинки

Возьмите любую картинку, открытку и разрежьте её на несколько частей (в зависимости от возможностей вашего ребёнка). Попросите собрать. Если ребенок справляется, постепенно усложняйте задания, выбирая картинки с более сложным рисунком или разрезая их на большее количество частей.

Установление связей

Ребенок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.

  • - линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)
  • - лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)
  • - Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)
  • - арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)
  • - кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)

 

Педагог-психолог                               Воликова И.В.
 

 

Категория: Рекомендации психолога

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.