Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

"Я,ты,он,она-вместе дружная семья!"

Автор: Мрыхина Наталья от 12-05-2013, 15:24, посмотрело: 3003

0

Мероприятие "Я,ты,он,она-вместе дружная семья!" проведено в рамках ознакомления учащихся 8х классов с жизнью и традициями народов Юга России. Ребята познакомились с географическим положением, народами,населяющими Юг России, их традициями и обычаями. Учащиеся разучили и исполнили песни, танцы, стихи.
Гладкая А.А. и Мрыхина Н.А. провели подготовительную работу с учащимися. Мероприятие прошло оживленно , интересно.


Сценарий меропрития "Я, ты, он, она - вместе дружная семья!"
Ответственные: учитель географии Гладкая А.А.
учитель музыки Мрыхина Н.А.
Мероприятие проведено 13.04.2013г.

Занавес украшен шарами. На нем надпись "Я, ты, он, она - вместе дружная семья!"
Начинается мероприятие песней С.Ротару " Я, ты, он, она - вместе дружная семья!"
Учащиеся 7А класса исполнют танцевальную композицию под музыку (2 куплета).
Музыка стихает, выходят ведущие. На фоне слайдов читают слова.

1Ведущий
Родина … Наверное, нет ничего дороже этого слова. Родина… Сразу же перед глазами встают необъятные поля, веселые ручейки, зеленые сады и леса, певучие птицы. И какой бы ни была она, все равно нет дороже и краше её.

2 Ведущий
Где бы мы ни были, как бы далеко не находились от нее, в наших сердцах останется светлая память о Родине – могучей, красивой, сильной. Никогда человек не должен забывать свою родину - ведь он здесь родился и вырос.

1Ведущий
Огромна и могуча моя любимая Родина - Россия. До боли в душе близки и дороги мне зеркальные озера и реки, голубые просторы морей и океанов, необъятная ширь зеленых лугов и лесов, золотые нивы хлебов… не хватает слов, чтобы описать всю красоту ее природы.

2 Ведущий
Такая большая она и такая родная! Я горжусь славным прошлым России, радуюсь ее достижениям! Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населяющие эту величественную страну. И у каждого народа - своя история, свои обычаи.
1Ведущий
(карта Юга России)
Если внимательно посмотреть на политико-административную карту России, то Юге европейской ее части чуть севернее пестро раскрашенного платка республик Северного Кавказа, там, где прорезает равнину голубая лента Дона и плещутся воды самого маленького и мелководного в России Азовского моря, выделяется одна из территорий, по форме напоминающая большую разросшуюся кисть винограда.
2 Ведущий
Это Ростовская область, земля, на которой мы живем.
Там, где Дон широкий блещет,
Где степной ковыль трепещет,
Где в небесной ясной дали
По воздушной синей глади
Царь пернатый грозно реет,
Где курган былинный дремлет.
Где под тихий ночи шепот
Ясно слышен конский топот,
Там мой край родной!
В.Г.Седов « Край родной»
1Ведущий
О родной донской земле писал в своем стихотворении в прозе "Родимый край" известный донской писатель Ф.Д.Кюков.
"Родимый край...Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.
Тебя люблю, Родимый Край...
2 Ведущий
И тихих вод твоих осоку, и серебро песчаных кос, плач чибисов в куге зеленой, песнь хороводов на заре, и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон - не променяю ни на что...Родимый край...
1Ведущий
Напев протяжный песен старины, тоска и удаль, красота разлуки и грусть безбрежная щемит мне сердце болью печали, невыразимо близкой и родной...
2 Ведущий
Читаешь эти строки, и перед глазами встают бескрайние просторы степи, тенистые левады, привольно раскинувшиеся казачьи станицы, на майдане которых блестят золотыми куполами храмы. К Тихому Дону выходит по воду статная казачка с коромыслом, на песчаной косе плещутся в воде казачата, вихрем несется по степи на гнедом жеребце лихой казак...
Исполяется песня "Казачья"
1Ведущий
История донского казачества уходит корнями в глубокую древность.
Донские степи всегда были привлекательны для кочевых народов. Через них проходили направления, по которым шли миграции в эпоху Великого переселения народов.
Поэтому Дон был котлом, где встречались народы, языки, религии, и появилось то объединение народов, которое именуется казачеством.

2ведущий
Слово "казак" с разных языков переводится по-разному.
- в скифском значении - "белый олень"
- половцы называли народ - "белый гусь"
- тюркские племена - "вольный бродяга"
- татары и турки - "легковооруженный конный воин"
- монголы - "военный страж"
Н.М.Кармзин считал, что это имя означало вольницу, наездников, удальцов.

1Ведущий
Как же одевались казаки?
(Слайды об одежде казаков)
2 Ведущий
Чем занимались казаки?
Главными средствами их существования были скотоводство, рыболовство, охота и военные походы.
Казаки частично выращивали скот, а частично добывали у неприятеля. У татар и турок отбивали они себе коней, оружие, дорогую материю для одежды и золото, за которое покупали все, что нужно.
1Ведущий
Долго на одном месте не задерживались из - за частых столкновений с другими народами. Поэтому казаки хлеба не сеяли, основательных домов не возводили.
И только при атамане Сары - Азмане в 1549 году начали строить казачьи городки (слайды).
2 Ведущий
Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу, как братья, гнушались воровством между собою. Но грабеж у неприятелей был для них вещью обыкновенной. Религию чтили свято. Трусов не терпели. Первейшими добродетелями были целомудрие и храбрость.
1 Ведущий
Как же воспитывались дети казаков? (работа с залом)

1. Уважение к старшим с детства воспитывалось у казаков наставлениями и личным примером родителей. Молодые казаки стыдились сделать при старике малейшую непристойность. Любой старец мог не только напомнить юноше о его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей.

2. Дети, как наследники семейных традиций, были заботой всего казачества. Сыновей казаки берегли. Трехлетние казачата уже сами ездили верхом по двору. А в 5 лет уже скакали, отводя лошадь в табун. В 7 лет мальчика переводили к старшим братьям на мужскую половину. Лишали сладостей, приучали к труду и военному искусству.
3. Но строгое воспитание не исключало заботы не только родителей, но и всей станицы. К детям сиротам отношение было особым. Старики и крестные следили за их здоровьем и воспитанием. Талантливых детей отправляли учиться за казенный счет. Единственного наследника рода отмечали серьгой в ухе, а в военных походах сослуживцы прикрывали его собой, стараясь сохранить ему жизнь.
4. На охотничьих испытаниях, джигитовках старые казаки нещадно вырабатывали у молодых навыки, которые им пригодились бы на настоящей войне.
Видео о джигитовке.
2 Ведущий.
Кто знает, как воспитывали девочку?
5. Девочку воспитывали, как будущую жену, мать, хозяйку. Жизнь девушек регламентировалась строгими правилами: допоздна не гулять, в мужском обществе не находиться, проводить время в кругу домашних или подруг, готовить себе приданное.
6. Девочку в доме очень любили. Все девичьи праздники отмечались в узком кругу, куда приглашались только родственники. Подарки буквально сыпались на девочку, но это не означало, что жизнь ее была сплошным праздником: с пяти лет она была нянькой, с семи – она помогала матери по хозяйству, шить, вышивать, прясть.
1 Ведущий.
Все самые главные вопросы казаки решали на общем собрании, которое называли Кругом. Обычно казачий Круг собирался два раза в год - в январе и в мае.
На Круг приглашались только мужчины.
2 Ведущий.
На войсковом Кругу решали вопросы, касающиеся всего войска: выборы атамана, объявление похода, дележ добычи и государева жалования между казаками, принимали послов, утверждали решение помощи старикам, вдовам, сиротам и другие вопросы.
1 Ведущий.
Герб, гимн и флаг Всевеликого Войска Донского были приняты на Большом Кругу в Новочеркасске.
(Слайд герб, флаг, текст гимна и его звучание)
2 Ведущий.
Донские казаки были активными участниками разгрома армии Наполеона, участвовали в Первой мировой войне с Германией в 1914 году, в 1941-1945 в Великой Отечественной войне.
Но 29 января 1919 года была издана директива Я М Свердлова «О расказачивании», так как казаки в период Гражданской войны 1919 года были разделены на два лагеря: красных и белых. Когда врагами становились не только соседи, но и кровные родственники.
1 Ведущий.
В последнее двадцатилетие начался процесс возрождения казачества. Восстанавливается разорванная связь времен. Потомки казаков интерисуются своей историей, изучают историко – культурное наследие казачества.
Народы Кавказа.
2 Ведущий.
Ближайшими соседями казаков были народы, населявшие Предкавказье или Северный Кавказ: адыгйцы, черкесы, абазины, ногайцы, карачаевцы, кабардинцы, осетины, чеченцы, ингуши, дагестанцы.
1 Ведущий.
Единый образ культуры Кавказа сформировался давно. История свидетельствует о том, что во II-IV веках нашей эры предки кавказских народов, живших по нижнему течению Дона и Кубани, были разгромлены гуннами,
что заставило их переместиться на склоны Кавказского хребта.
2 Ведущий.
Предположительно, в силу геоклиматических условий каждый народ должен был приспосабливаться к ним. Кто не смог приспособиться к условиям, тот погибал или перемещался на другое жизненное пространство. Может поэтому среди воинов-горцев не осталось неловких, добродушных, покорных и робких. В последствии именно героика сблизила русских казаков с чеченцами и ингушами, так как отношения между ними были кунацкими (дружескими).
Идрисова. Я расскажу вам об обычаях и традициях народов Северного Кавказа
Горцы, в основном, исповедуют ислам, кроме осетин – христиан. В Северном Дагестане проживают и горские евреи, исповедующие иудаизм. Главой семьи является старший мужчина. Вся семья беспрекословно ему подчиняется. Дети не могли спорить с отцом, заговаривать первыми, сидеть в его присутствии, показываться в небрежном виде, курить, танцевать.
Как происходил обряд бракосочетания?
У всех народов Кавказа существовали две основные формы заключения брака. По сговору и брак уводом. Брак по сговору предполагал сватовство, договор о размерах выкупа невесты – колыма, который всегда был очень большим. При этом реализовывался обычай люлечного обручения, когда родители договаривались о заключении брака между детьми с самого раннего их возраста.
Брак уводом совершался по экономическим соображениям бедных семейств, чтобы избавиться от части свадебных расходов.
(Карина читает напутствие матери для дочери в дом мужа, стих).
Гуля. После рождения ребенка его развитие сопровождалось религиозными обрядами.
1. Обряд становления на ноги предусматривал ставить ребенка на пирог, затем разрезать пирог и раздавать соседям.
2. Обряд аталычества, когда ребенка отдавали на воспитание в другую семью. Там мальчика учили правилам поведения, верховой езде, стрельбе, хозяйственным навыкам. Девочку учили рукоделию, особенностям женского поведения и работы.
3. Обычай куначества. Куначество как правило возникало между хозяинм и гостем после обмена подарками и испития одной чаши вина, куда брошены золотые и серебряные монеты в знак дорогой дружбы. Гостя принимали в любое время дня и ночи, оставляя даже часть обеда или ужина на случай его неожиданного прихода. По обычаю горцев гость не должен нуждаться ни в чем. Поэтому до сих пор на Кавказе по традиции оставляют для гостей лучшую посуду и вещи. Достойно принять кунака – честь для горца.
Джиоев Альберт. (Рассказывает о жилищах народов Северного Кавказа).
Дома, в которых проживали кавказцы имели свои особенности. Во – первых, это каменные дома с плоской крышей – основной вид жилья у адыгов, кабардинцев, осетин, чеченцев, ингушей и других. Другой тип жилища – срубной дом, который предпочитали карачаевцы и балкарцы. В горах Осетии и Ингушетии вплоть до XIX века преобладали двух и трех этажные жилые башни. На первом этаже держали скот и инвентарь, второй этаж был жилым, на третьем находилась кунацкая комната. Отдельно от жилых построек располагались оборонительные башни в 4 и 5 этажей, нашедшие отражение в фольклоре горских народов.
(На фоне слайдов об Осетии)
В моем родном селе в ущелье Джава,
В Осетии средь каменных громад,
Как памятники доблести и славы
Повсюду башни старые стоят.
Они, как будто вечные вершины,
Подобье старых неприступных скал.
Какие возвели их исполины?
Кто эти глыбы в небо поднимал?
И этот белый камень шлифовал?
Видны на этих башнях и отныне
Следы боев. Они на них везде.
И камни, цвета выжженной полыни,
Из них повыпадали кое - где.
Здесь мои предки – храбрые аланы,
Средь испытаний закалив сердца,
С врагами бились крепко, неустанно,
Рубились в этих башнях до конца.
На башни неприступные, седые
Бросаю я свой восхищенный взгляд.
Молчат, молчат свидетели немые,
И только шрамы сами говорят.
Как воины спокойно, непреклонно
Они стоят средь скал и у дорог.
Смотрю: у башни, что в саду Ростома
Зияет до сих пор пробитый бок,
И кто – то дверь тяжелую поджег.
На каждый камень сердцем откликаюсь,
Смотрю на башни. В древность окунаюсь.

(Одежда народов Северного Кавказа)
Матосян Кристина. (Слайды)
Традиционная одежда народов Северного Кавказа изготавливалась в основном из местных материалов: шапки и шубы из овчины, обувь - из кожи скота, шляпы, бурки – из войлока, башлыки, черкески, штаны и бешметы – из домотканого сукна. Дорогостоящий бархат или шелк привозили из соседних государств. Комплект мужской одежды состоял из бешмета, штанов, черкески, бурки и папахи.
Женская одежда. Все горянки носили длинную рубаху с разрезом на груди и маленьким стоячим воротником, застегнутым на пуговицу.
Кабардинки и осетинки поверх рубахи надевали платье. Под платье надевали кафтанчик, украшенный серебром. Кавказские женщины всегда носили головные уборы: шали, шарфы, косынки, платки. Женская обувь по фасону была схожа с мужской, отличалась богатством отделки. Детской одежды у горцев не существовало.
Ковалева. Народы, населявшие Северный Кавказ, впитывали на протяжении веков многие культурные влияния, приносимые вторгавшимися в эти края хазарами, арабами, половцами.
Песню, танец, обряд сопровождал инструментальная музыка.
Богатство музыкального сопровождения проявляется в танце.
Характерный танец своеобразный символ народа Северного Кавказа – мужской сольный танец.
Исполняется танец «Лезгинка».
1Ведущий
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

2 Ведущий
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
(В. Гудимов)

Исполняется заключительная песня «Мы дети твои – Россия!»
(исполняет хор).

 

"Я,ты,он,она-вместе дружная семья!"

"Я,ты,он,она-вместе дружная семья!"

"Я,ты,он,она-вместе дружная семья!"

"Я,ты,он,она-вместе дружная семья!"

"Я,ты,он,она-вместе дружная семья!"

"Я,ты,он,она-вместе дружная семья!"

"Я,ты,он,она-вместе дружная семья!"

 

Категория: Воспитательная работа » Реализация социального заказа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.