Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » Казачьи православные семейные традиции, разработка урока, учитель: Андриянова Л.В.

 
 
 

Казачьи православные семейные традиции, разработка урока, учитель: Андриянова Л.В.

Автор: rubikon55 от 27-06-2012, 13:16, посмотрело: 6225

0

Казачьи православные семейные традиции

В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением истоков, места и роли культурных традиций казачества в воспитании современной личности   (слайд №1).

Поселок Тарасовский расположен на Донской земле (cлайд №2), которая привлекает чистотой рек, терпким запахом луговых трав, пением жаворонков, щебетанием ласточек над крышей родительского дома, а еще добрыми казачьими традициями  (слайд №3).

Именно своими традициями всегда отличалась казачья семья от других этнических семей. Семейный союз у казаков пользовался уважением. Большой считалась семья из тринадцати человек: отец, мать, родителя отца, два взрослых сына и семь малолетних детей. Среднее семейство насчитывало от шести до девяти душ, и малая семья состояла из четырех человек. Отношения членов семьи также регулировались правилами. Старшими в семье были родители  (слайд №4).

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами, ухаживал за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах, но основным занятием казака считалась служба.

На плечи матери ложилась вся работа по дому, а также воспитание детей. Появление в семье детей – большая радость. В казачьей семье всегда по – особому радовались рождению мальчика: будущий воин родился! В дар приносили новорожденному «на зубок» стрелу, патрон с порохом, лук и ружье, давали потрогать маленькой ручонкой. На седьмой день малыша крестили, давали имя. Первый год жизни завершался очень важным обрядом: первой стрижкой. По традиции обряд первой стрижки совершала крестная мать малыша. Первые прядки срезанных волос будут храниться всю жизнь за именной иконкой (слайд №5).

Строго воспитывали мальчиков в казачьих семьях. С трех лет верховой езде учили. С пяти лет маленькие казачата уже вовсю помогали старшим: в поле пахать, в степи пасти коней, овец. С семи лет стрелять учились, с десяти – шашкой рубить.

Девочку воспитывали совсем по-другому, и ее рождение праздновалось не так широко, в семейном кругу (слайд №6). До трех месяцев девочку старались не показывать, даже крестить носили, прикрывая личико кружевами. Для того чтобы в жизни у девочки все ладилось, варили отцу специальную кашу – пересоленную, наперченную, горчицей щедро политую. Съесть ее нужно было даже не поморщившись, чтобы поменьше горького в жизни было.

С малых лет учили девочек быть трудолюбивыми, отзывчивыми, терпеливыми. Шить, вышивать и вязать учили с пяти лет. Главная забота у девочек – приглядывать за младшими. Трехлетняя девочка уже могла присматривать за своим годовалым братишкой: накормить, переодеть, убаюкать, чтобы быстрее уснул, поиграть, когда проснется. Но главной для любой девочки – стать хорошей хозяйкой в доме. Казачка должна была научиться вкусно готовить. Казачья кухня была довольно разнообразной  (слайд №7). Самым популярным горячим блюдом была уха. Рецептов приготовления ее было множество. Но самая вкусная, конечно, та, что приготовлена на костре «с дымком». А какие пироги пекли казачки!(слайд №8). Тут и большие кульбаки и маленькие пирожки. А начинки на любой вкус: с мясом, с рыбой, с кашей, с яблоками, с творогом, изюмом – все и не перечислишь.

Из напитков предпочитали казаки взвар из сухофруктов, квас, чай, морс и кофе  (слайд №9). Привычку пить кофе привезли казаки из Турции. В каждом доме были специальные ступы для измельчения кофейных зерен. Пить кофе в одиночку было не принято. Приглашали на «кофий» соседей или родственников, вели неспешные беседы, «гутарили».

Берегли казаки и связь поколений. Где-то по привычке, а иногда и целеустремленно они поддерживали культ старших в семье, хранили и передавали их житейский опыт – ведь все это сплачивало семью и защищало от ударов судьбы.

Уважительное отношение к старшим принято и в нашей семье  (слайд №10). У нас издавна считают, что старик в доме – лицо почитаемое, воля его – закон для всех. Главную роль в нашей семье играют дедушка и бабушка. Они мудрыми советами помогают избежать ошибки.

Они всегда говорят, что каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке. Каждый должен жить своим трудом, быть честным, смелым, добрым, отзывчивым, беспощадным в борьбе со злом, быть преданным Родине.

Родословную свою казаки должны были знать до «седьмого колена».

Если спросят сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придется,

Лучше четко, от души.

И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот обязан ты заняться

Родословною своей!

Ведь не дань капризной моде

Предков знать на 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет!

У нас в школе на уроке Православной культуры, составление своего генеалогического дерева оказалось очень интересным и занимательным занятием  (слайд № 11).

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход  (слайд №12). У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, недаром казаков называют «воины Христовы». Однако православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с церковью связано и рождение, и крещение, и венчание, и погребение.

Основу морально-нравственных устоев казачества составили десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по-простому поучали их: не убий, не укради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, уважай родителей, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, заботься о детях своих, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи Веру православную: очищай душу свою от грехов через покаяние и причастие, соблюдай посты, молись единому Богу – Иисусу Христу и добавляли: если кому-то можно грешить, то нам нельзя – мы Казаки.

Многие выдающиеся подвижники православия, причисленные к миру святых, вышли из рядов казачества. Это знаменитый митрополит Дмитрий Ростовский (в миру – казак Даниил Туптало), составивший знаменитые Четьи – Минеи, и святитель Иосиф Белгородский. Особым почитанием пользовалась у казаков Матерь Божья и ее чудотворные святые иконы – Аксайской Божьей Матери, Урюпинской Божьей Матери, Ахтырской Божьей Матери, Табынской Божьей Матери  (слайд №13).

В любой станице не было хаты без святого угла, где висели иконы, которые передавались из поколения в поколение. В каждой семье хранились Библия, Евангелия, Молитвенник. Казаки регулярно посещали церковь.

Эта традиция сохранилась и в нашей семье. С трепетным чувством я отношусь к иконе, которая досталась от прабабушки. Пусть не часто, но иногда мы бываем в церкви всей семьей.

Семья, в которой молятся, трудятся, сидят за общим столом во время обеда и ужина, вместе гуляют и играют, становится крепче, дружнее. Помимо развлечений, общих для всех семей, где есть дети, существуют и особенные занятия, связанные непосредственно с церковными христианскими праздниками.

Православные традиции подготовки к праздникам очень богаты. Перед Рождеством раньше всей семьей делали игрушки, хлопушки и елочные украшения, вырезали снежинки, учили колядки. В нашей школе на уроках ИЗО всегда так же готовятся к новогодним и рождественским праздникам  (слайд №14). На Благовещение лепили жаворонков, к Пасхе расписывали яйца, готовили куличи и пасхи. Перед Троицей украшали дома  березовыми веточками, на Преображение составляли целые композиции из созревших фруктов, чтобы нести в храм для освещения. Наибольшие приготовления совершаются перед Пасхой, а раскрашивание яиц у нас уже давно приобрело черты национального народного искусства. В школе на уроках ИЗО для раскрашивания яиц используются все средства и приемы, присущие изобразительному искусству: масло, темпера, гуашь, акварель, лаки.

Казачьи православные праздники всегда отмечались с размахом.

Почти в каждом доме распевали казачьи песни. На престольные праздники по старинному обычаю в станичной избе после молебна устраивался общий обед. На него приносили все, что есть у кого самое вкусное (слайд №15).

Святочная традиция – всеобщее катание на санях. Дети спускались с горок на ледянках – хозяйственных корзинах, облитых водой на морозе (слайд №16).

Крещенье по традиции ознаменовывалось крестным ходом на реку, где делалась под прорубью «иордань» (украшение).

Масленица – неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну (слайд № 17). По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Целую неделю распевались народные песни, казаки ходили друг к другу в гости на блины. Организовывались показательные скачки и стрельбы. Весельем на Масленицу были охвачены все. Каждый чувствовал себя членом единой казачьей семьи.

Более многочисленные и длительные увеселения устраивались на Пасху – самый яркий праздник весеннего цикла (слайд №18). Пасхальные торжества начинались с вербного воскресенья, «…на Пасху народ выходил из Великого поста и был готов гулять – пировать. В субботу все освящали куличи и яйца, а в ночь с субботы на воскресенье ходили на праздничную церковную службу. Когда приходили из церкви и садились за стол, сначала читали молитву «Отче наш». Взрослые члены семьи давали детям яйца, «христославились», вкушали творожную пасху и куличи, а уж потом все остальные блюда праздничного стола.

Надевали на Пасху нарядную одежду как символ новой жизни, наносили друг другу праздничные визиты. Хозяева по такому торжественному случаю доставали особые скатерти, которые стелили только один раз в году – в день Пасхи. На стол ставилась самая красивая  посуда. Праздничный стол был очень обильным и накрывался на весь день, чтобы все гости, которые посетят этот дом, остались сыты и довольны. После еды с детьми шли гулять, чтобы поздравить «прохожих со светлым праздником Пасхи…» (Ю.Банишевская «У нас на Дону» Ростов - на -Дону; 2011, с. 52-53).

Отмечалась у казаков и Троица (слайд №19). В этот день чествовали распустившуюся растительность, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в субботу под Троицу носили траву (в основном чабрец) и расстилали ее в доме.

Как общеказачий праздник отмечался День Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопениями в память обо всех погибших казаках.

В суровой жизни казаков всегда находилось время для отдыха. Традиционно свободное время проводили по-разному не только мужчины и женщины, но и люди разных возрастов. Старейшины делами занимались до середины дня. Оставшееся время до вечера они проводили в играх, развлечениях. На майдане устраивались игры в шахматы, шашки. С большим удовольствием старики смотрели борцовские поединки. Много времени они проводили в беседах. Как правило, во время бесед в серебряных чашах подавали вино и крепкий мед.

Сегодня казачество возрождается как культурный пласт общерусской культуры с учетом специфики образа жизни. И уже недалеко то время, когда современное казачество полностью вернет себе осознание смысла своего бытия. И дружной ратью станет на стражу Православной Веры и Святой Руси (слайд № 20).

Я буду всегда помнить казачьи заповеди и стараться быть примером в жизни для своих потомков и для своей Родины! (слайд №21).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2

Тарасовского района Ростовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Эссе на тему:

«Казачьи православные семейные традиции»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:      Власкина Алина  9 «А» класс

Руководитель:  Андриянова Л.В.  учитель ИЗО и МХК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

 

Содержание

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.     


 

Литература:

  1. Священник Александр Лазебный.

«Православная семья от А до Я». – Ростов н/Д.;

ООО «Удача», 2010.            

 

  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.

«Природа и история родного края». – Ростов н/Д.;

«Издательство БАРО – ПРЕСС», 2011.        

 

  1. Отец Вадим.

«Азбука Православия». – Ростов н/Д.;

ООО «Удача», 2010.


 скачать prezentaciya1.pptx [14,92 Mb] (cкачиваний: 241)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Методическая работа » Разработки уроков

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.