Урок музыки №2. 5 класс I четверть.
Тема. Истоки.
Цель.
1. Разобраться в связи музыки с окружающей природой, выявить ее истоки.
Задачи.
1. Выявить внешние связи между звуками природы и звуками музыки.
2. Находить связь музыки с различными видами искусства.
Музыкальный материал:
1. Г.Струве, сл.И.Исаковой «Музыка»; (пение).
2. Е.Крылатов, сл. Н.Добронравова «Где музыка берет начало?» (слушание).
Виды деятельности:
Пение, слушание музыки, беседа, работа с учебником, музыкальный эксперимент.
Ход урока: послушайте, пожалуйста, отрывок песни Евгения Крылатова. (слайд №1)
- Какой проблемный вопрос прозвучал в этой песне?
Р.- Где музыка берет начало? (слайд №2)
У. - Песня так и называется. Значит, сегодня наш разговор пойдет о чем?
Р.- Разговор пойдет о том, откуда берется музыка.
У. - Верно, каковы ее истоки? Сформулируйте тему урока.
Тема урока «Истоки», истоки или зарождение музыки, ее начало.
(Прочитать цели и задачи вместе с учениками) (слайд №3)
Цель.
Разобраться в связи музыки с окружающей природой, выявить ее истоки.
Задачи.
1. Выявить внешние связи между звуками природы и звуками музыки.
2. Находить связь музыки с различными видами искусства.
- У. Как будем решать проблему? Через музыкальный эксперимент (слайд №4).
- Итак, представьте, что вы оказались на далеком острове, где живет племя дикарей, оторванное от всего культурного человечества, не пользуется знаниями и достижениями остальных людей. А вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, например, магнитофона. А батарейка села и подключиться не к чему.
Предлагаю, разделиться на две команды: команда, большая по численности – это «дикари», команда из 5 человек - «музыковеды».
Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка. (Используйте жесты, мимику, слова...) кто-то из учеников начинает петь, «дикари» прислушались…
У. Вот видите, вы заинтересовали «дикарей», почему?
Потому, что самое главное, что есть в музыке – «поющий» звук. Конечно же, музыка - это не только звук, но и многое другое, о чем мы непременно поговорим. Но самое главное, музыка рождается из звуков.
А теперь, прочитайте эпиграф к уроку, как вы его понимаете?
«Все, что звучит в природе, и есть музыка». Немецкий философ Иоанн Гердер (слайд№5)
-Верно. Музыка рождается именно из звуков природы.
Закройте глаза, послушайте звуки, которые есть в природе (потом откроете глаза и расскажете, что услышали) (слайды№6, 7,8) …Представили?
Да, внутренний слух вас не подвел, смотрите и слушайте…(Слайд № 6,7,8) Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении?
Обратимся к учебнику, стр. 9, читаем по предложению и разбираемся в том, как музыка связана с окружающей жизнью, что является ее истоками? (ребята читают)
-Разве только музыка несет в себе огромный заряд человеческих чувств? Другие виды искусства тоже рождают свои шедевры:
Например, литература – А.С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»
Архитектура – Парфенон. Греция. Афины.
Изобразительное искусство - Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
Все виды искусства взаимосвязаны между собой (слайд №9) об этом мы еще будем говорить на других уроках музыки. А теперь я хочу у вас узнать, каковы истоки музыки? С чего она начинается?
Верно, со звуков. Эти звуки приходят откуда? – Из природы, а композиторы, используя окружающие звуки, пишут музыку.
За что же мы любим музыку?
- За красоту, за те чувства, которые она в нас пробуждает. Чтобы пробудить ваши чувства, послушаем и разучим песню Г.Струве, сл.И.Исаковой «Музыка» (слайд№10).( Слушание, разучивание песни).
Следите за текстом, определите главную мысль песни и ее характер.
- Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. Музыка есть и у ветра, и у солнышка, и у маленького зернышка.
Характер песни спокойный, уравновешенный, нежный, певучий, добрый, ласковый.
Распевание.
Работа над песней Георгия Струве «Музыка».
Подведем итоги:
Продолжите фразы
1. Музыка начинается со …звуков, со звуков природы.
2. Все, что звучит в природе и есть … музыка.
3. Какие виды искусства вы знаете?
4. Какие звуки природы вы знаете?
5. Для чего вам нужна музыка?
Рефлексия
№ |
Вопрос |
«1» |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
1 |
Понравился ли урок? |
|
|
|||
2 |
Получил ли ты знания? |
|
||||
3 |
Оцени преподавание учителя? |
|
|
|||
4 |
Решили ли проблему на уроке? |
|
Теперь вы точно знаете, каковы истоки музыки, откуда она берется.
Оценки за урок:…