Тарасовская СОШ № 2 » Документы » Положения » Положение о школьном музее

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Положение о школьном музее

Автор: rubikon55 от 17-10-2013, 20:09, посмотрело: 1850

0

 

 

                                                               МБОУ Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2

 

 

 

Утверждаю

 

                                                                                                                                                                 Директор                                                                             

 

                                                                                                                                 _______________И.В. Гладкий

 

                                              

 

                                                                                                                                 «          » сентября 2013

 

 

 

 

 

Положение

 

о школьном музее

 

1. Общие положения

 

 

 

Школьный музей создан в целях активного участия обучающихся в общешкольной работе по сбору, хранению и пропаганде исторических и культурных ценностей и призван решать актуальные проблемы научно-фондовой, экспозиционной, исследовательской, массовой работы.

 

Используются различные по методике типы занятий: лекции, практические занятия, семинары, изучается опыт работы государственной и лучших школьных музеев.

 

Музей позиционирует себя как структурное подразделение школы осуществляющий историко-краеведческую работу, включающий в себя направление литературного краеведения.

 

2. Цели и задачи

 

 

 

2.1. Школьный музей отличается от различного рода выставок, уголков, организуемых в школе, наличием подлинных памятников развития природы и общества. К хранению подлинников и экспозиционной работе в школьном музее предъявляются требования, соответствующие общим принципам музейного дела.

 

2.2. Деятельность школьного музея включается в общий план учебно – воспитательной работы школы.

 

      2.3. Музей способствует:

 

формированию у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности,

 

расширению кругозора, познавательных интересов и способностей,

 

овладению практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы,            совершенствованию учебно – воспитательного процесса.    

 

3. Организация музея

 

 

 

    3.1. Приказ об открытии школьного музея и назначении руководителя издается директором школы. 

 

    3.2. Музей в школе сформирован на общественных началах и при наличии фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций.

 

    3.3. Содержание и формы работы. Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. В зависимости от профиля музея и плана работы, постоянный актив музея:

 

пополняет фонды музея путем организации походов и экспедиций, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими учащимися, школьными и государственными музеями;

 

проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

 

изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

 

осуществляет создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

 

проводит экскурсии для учащихся, других школьных музеев, гостей;

 

оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

 

Из числа членов совета музея избираются  председатель и руководители секций музея (собирательской, экспозиционной, экскурсионно-массовой, секции фондов и секций переписки).

 

 

 

 

 

4.  Учет и хранение фондов

 

 

 

4.1. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной подписью и печать директора школы.

 

       4.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты и фотокопии).

 

       4.3. Подлинные памятники, находящиеся в ведении школьного музея, учитываются в инвентарной книге местного музея соответствующего профиля.

 

       4.4. Материалы, представляющие первостепенную историческую ценность, должны быть переданы на хранение  в  соответствующий государственный музей, который взамен подлинника должен изготовить школьному музею копию, выдать документы, фиксирующие ценность представленного материала. Акт передачи является положительной своеобразной оценкой деятельности школьного музея.

 

       4.5. В случае прекращения деятельности школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

 

        4.6. Одновременно с занесением музейных предметов в книгу поступлений на них проставляются присвоенные им шифры и номера. Каждый школьный музей должен иметь свой шифр. Например, ШК-46 И/2 означает, что предмет находится в школьном музее школы №2.

 

        Существуют определенные правила нанесения шифра на музейные предметы:

 

на тканях номер пишется тушью на небольшом кусочке белой ткани и пришивается с изнаночной стороны,

 

деревянные предметы шифруются масляными красками, металлические- эмалевой, керамические- тушью ( на дне или снизу).

 

на фотографиях и листовках номер ставится на обратной стороне документа в нижней части слева карандашом,

 

к мелким предметам прикрепляются ярлычки с номером (на нитке),

 

мелкие предметы, монеты, ювелирные изделия, на которые нельзя прикрепить ярлык, вкладываются в пакеты, и надписывается номер.

 

5.  Руководство работой  музея

 

 

 

5.1. Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея во главе с руководителем, ответственным за школьный музей.

 

5.2. Состав совета музея утверждается соответственным решением педагогического совета и директора школы.

 

Совет музея разрабатывает план работы, организует встречи учащихся с ветеранами войны, деятелями науки, культуры, искусства, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов, поисково-исследовательскую и собирательскую работу.

 

5.2. Педагогическое руководство работой музея осуществляет учитель школы, ответственный за школьный музей, который назначен приказом директора школы.

 

 

 

6. Формы работы.

 

6.1.Поисково-собирательская работа

 

Задачи и основные направления поисковой работы определяются тематическим планом, т.к. именно тематический план делает поиск целенаправленным с самого начала. По отдельным разделам тематического плана разрабатываются конкретные задания для поисковых групп. Отдельные задания могут исходить из местных гос. музеев. Задания должны раскрывать основные задачи поисковой группы и последовательность в выполнении собирательской работы: изучение источников, написание краткой исторической справки, поиск по маршруту. Во время походов необходимо вести дневник, делать фотографии, зарисовки, магнитофонную запись.

 

Сбору подлежат вещественные, документальные, письменные и другие материалы.

 

К вещественным материалам относятся: орудия труда, инструменты, образцы сырья и готовой продукции предприятий сельского хозяйства, предметы быта местного населения - мебель, бытовая утварь, одежда, обувь, украшения и т.п. Подлинные вещи знатных людей, чья жизнь и деятельность связана с историей школы, местного края, реликвии, связанные с участием населения в ВОВ, обмундирование, награды, походное снаряжение, планшеты.

 

Документальные материалы: мандаты, удостоверения, пропуска, принадлежащие участникам событий, постановление собраний, обращения, заявления и т.д.

 

Фотографические материалы наиболее полно и наглядно отражают исторические события, эпизоды борьбы и труда народа, сюда же относятся портреты выдающихся людей страны, края, района и т.д., фотографии памятных мест родного края, памятников истории и культуры и т. д.

 

Печатные и письменные материалы: плакаты, афиши, листовки, газеты, боевые листки, письма, дневники, воспоминания.

 

При сборе экспонатов очень важно получить и сразу же записать максимальную информацию о каждом предмете, чтобы была возможность установить их подлинность, достоверность. Нельзя допускать, чтобы  в фонд музея попадали случайные вещи. Не всегда обязателен сбор только подлинных вещей. Не возможно поместить в экспозицию, например; станок или автомашину - в таких случаях уместно изготовить модель.

 

Научная работа предполагает изучение литературных источников, газет, журналов, а в некоторых случаях - архивных документов. При чтении источников составляются необходимые выписки и краткие исторические справки по теме.

 

Проводится научная работа по собранным в музее памятникам истории и культуры:

 

изучение и аннотирование документальных вещественных экспонатов, предметов изобразительного искусства, т.е. написание краткой письменной характеристики на экспонат: происхождение, принадлежность и связь экспоната с конкретными историческими событиями. Указываются библиографические источники и основные сведения о личности,

 

составление картотеки на основные экспонаты, разработка тематического плана, рассказывающего в лаконичной форме содержание создаваемой экспозиции музея. Тематический план одновременно является планом для продолжения поисковой (собирательской) работы.     

 

 

 

Тематический план обсуждается и утверждается на Управляющем  совете школы.

 

 

 

6.2. Пропагандистская и учебно-воспитательная работа.

 

6.2.1. Созданная экспозиция школьного музея - центр пропагандистской и учебно-воспитательной работы в школе. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм  массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками войны, деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением и связь с другими   школьными музеями. 

 

  6.2.2. Важное значение имеет подготовка экскурсоводов и лекторов. Для подготовки лекции или экскурсии необходимо тщательно изучить тему, главное внимание следует обратить на изучение экспозиции, ведущих текстов и экспонатов. Перед экскурсией будущий экскурсовод должен написать текст или тезисы своей экскурсии и сдать его на проверку совету музея.

 

  6.2.3. Требования к проведению экскурсий:

 

соблюдение маршрута;

 

логическая последовательность в изложении материала, логические переходы ("мостики") от раздела к разделу;

 

сочетание выразительного интересного рассказа с показом

 

ведущих  экспонатов

 

глубокое идейное содержание рассказа

 

выразительность эмоциональная окраска экскурсии

 

  6.2.4. Лекции сопровождаются показом наглядных материалов – фотографий документов и т.д. При проведении таких массовых мероприятий как тематические вечера, встречи, конференции рекомендуется составление сценария. Сценарии, тексты экскурсий, тезисы лекции хранятся в архиве музея.

 

   6.3. Учет проделанной работы ведется в специальных журналах.

 

                        

 

 

 

7. Паспортизация школьного музея

 

 

 

 7.1. Школьный музеи, созданные с учетом требований Положения о школьном музее, проходят паспортизацию.

 

7.2. Проводит  паспортизацию окружная комиссия, в состав которых входят представители муниципальных органов управления и культуры, по возможности,  государственного музея и центра детско-юношеского туризма.

 

7.3. Задачей комиссии является – оказание методической и практической помощи школьному музею, его экспозициям..

 

 7.4. Комиссия по паспортизации анализирует работу музея, обращая внимание на идейную, научную, художественную стороны экспозиции, наличие подлинных материалов, приобретенных в процессе поиска, учет, хранение и  изучение материалов для использования их в образовательном процессе и пропагандистской работе среди населения.

 

  7.5. Заключение районной комиссии рассматривает областная комиссия, которая принимает окончательное решение по присвоению звания "школьного музея" и выдает свидетельство (паспорт или другой документ) единого образца.

 

                      

 

 

 

                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

Категория: Положения, Школьный музей

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.