Советы психолога педагогам
• Вся работа учителя должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья детей.
• Правильно выбранная дистанция между учителем и конкретно взятым учеником.
• Правильное размещение учителя в классе во время разнообразных форм работы.
• Мимика и жестикуляция.
• Лицевая экспрессия педагога, как средство выражения эмоциональных состояний личности.
• Прямой и открытый взгляд, располагающий к доверию и контакту.
• Жесты, участвующие в коммуникационных процессах вместо вербальных средств.
• Контроль учителя за своими непроизвольными жестами и мимикой.
• Умелое владение голосом и речью. Паралингвистические особенности. Тактика изменения громкости.
• Интонация и её изменение. Выразительность речи.
• Темпоральные характеристики речи. Лучший темп для учителя – 250 слогов в минуту. Но! Иногда, для лучшего восприятия речи учителя ребенком переходить на темп ученика.
• Разборчивость и четкость речи. Плавность, паузы. Отсутствие эмбол («сорных» слов).
• Поощрительные оценки, стимулирующие активность ученика.
• Чувство юмора.
• Чувство такта.
• «Знание» тревожных и робких учеников; экзальтированных и возбудимых.
• Чувство времени.
• Знание репрезентативной системы ученика.
• Знание «костюмологии» (психофизиологии цвета, рисунка, деталей).
• Интерьер класса (цвет, освещенность и пр.).
• Умение слушать ученика.
• Умение вести беседу.
• Отсутствие нравоучений.
• Отсутствие педагогических предубеждений.
• Индивидуализация обучения.