Инновационные технологии
в образовательном процессе
на начальной ступени образования.
СЛАЙД 1
Приказом Министерства образования Ростовской области № 2213 от 1. 09. 2009 года МОУ Тарасовская средняя общеобразовательная школа №2 была определена региональной экспериментальной площадкой по апробации Федеральных государственных стандартов 2 поколения на начальной ступени образования.
Основная цель апробации ФГОС в Ростовской области
- изучение возможностей внедрения в практику материалов ФГОС.
- осуществление оценки эффективности разработанных материалов как механизма функционирования государственных стандартов.
К началу 2008 – 2009 учебного года в школе были определены:
- кадровый состав учителей, принимающих участие в эксперименте;
- разработан режим работы учащихся 1 классов в урочное и внеурочное время;
- выбраны УМК для реализации требований эксперимента;
- заключён договор с родителями учащихся об участии их детей в эксперименте.
Наша школа активно включилась в изучение, а затем и апробацию условий ФГОС.
СЛАЙД 2
На школьном МО изучили :нормативные документы нового стандарта:
- Примерные учебные программы начального образования стандартов 2 поколения.
- Планируемые результаты освоения образовательной программы начального общего образования;
- Базисный учебный план начального образования.
- Программу развития универсальных учебных действий.
- Систему оценки планируемых результатов.
Был проведён сравнительный анализ ныне действующего государственного стандарта образования с предлагаемым проектом образовательных стандартов 2 поколения.
Педагогический коллектив учителей начальных классов нашей школы отметил, что в первую очередь в новых стандартах сделан акцент на коренном обновлении содержания образования - создание таких условий, которые обеспечили бы в полной мере каждому обучающемуся возможностей получения качественного образования.
Были отмечены и главные приоритеты, которые выдвигает проект государственного стандарта второго поколения. Это так называемые универсальные учебные действия, которые должен сформировать учитель в каждом ученике. А именно такие ключевые компетенции: личность как нравственность, предприимчивость, конструктивность, ответственность.
На основании этого была разработана новая образовательная программа развития адаптивной модели « Школа для всех»
СЛАЙД 3
В ходе эксперимента наша школа апробировала стандарт как совокупность трёх систем требований:
- к структуре основных образовательных программ;
- к реализации освоения основных образовательных программ;
- к условиям реализации основных образовательных программ.
СЛАЙД 4
Важнейшим нормативным документом по введению ФГОС является базисный образовательный план, который определяет нагрузку, состав учебных предметов и направления внеучебной деятельности, распределяет время по классам и учебным предметам.
СЛАЙД 5
Учебный план нашей школы составлен на основании второго варианта базисного плана, как наиболее подходящий к условиям обучения по УМК «Гармония». Он состоит из трёх разделов:
- инвариантная часть, которая формирует систему предметных навыков и личных качеств,, соответствующих требованиям стандарта.
- вариативная часть, обеспечивающая региональные особенности образования и индивидуальные потребности обучающихся.
- внеучебная деятельность, позволяющая реализовать дополнительные образовательные программы и программу социализации учащихся.
Так на первой ступени обучения формируются познавательная активность и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Усваиваются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
СЛАЙД 6
Цель современной образовательной политики – развитие личности каждого ребёнка.
Задача начальной ступени - развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально – чувственной сферы , социально – личностная адаптация каждого ученика.
Основные направления реформ начальной ступени образования: обновление содержания, его вариативность, изменение существующей дидактической системы, преемственность ступеней образования.
Для решения поставленной задачи в нашей школе созданы следующие психолого – педагогические условия:
- предметно – пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную физическую активность ребёнка.
- возможность выбора образовательных программ, , видов деятельности.
- развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста:
СЛАЙД 7 8 9 10
7 - обучение на основе «учебных ситуаций»
8 - технология уровневой дифференциации
9 - проектная деятельность
10 - информационные и коммуникативные технологии.
СЛАЙД 11
Выдвинутая на современном этапе цель образования - развитие личности меняет смысл учебной деятельности: усвоение знаний мы воспринимаем теперь не как цель, а как одно из средств, причём ведущее средство развития личности. Ученик – это не сосуд, который необходимо заполнить, а факел, который нужно зажечь.
СЛАЙД 12 (1, 2, 3, 4, 5, 6 , 7)
Образовательное пространство стало развивающим, когда учитель стал:
- мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности;
- создавать психологический комфорт ученика;
- создавать условия для реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения.
- создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определёнными мыслительными операциями.
- строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов: эвристических, рефлексивных.
- в учебно - воспитательном процессе строить субъект- субъектные взаимоотношения, использовать групповые формы организации учебного процесса.
- обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях.
- проектировать обучение с опорой на зону ближайшего развития ученика.
Другими словами обучение стало создавать зону затруднений для учащихся, тем самым побуждая их к активной мыслительной деятельности.
Впервые в Базисный образовательный план включена внеучебная деятельность, на которую предусмотрено по 10 часов в каждом классе начальной школы, отводимые на обеспечение индивидуальных потребностей и социализации учащихся.
СЛАЙД 13
№ |
Направления деятельности |
Формы работы |
исполнители |
1. |
Спортивно- оздоровительное |
Ф-в «Школа здоровья» «Уроки психологического развития» |
|
2. |
Художественно-эстетическое |
Кружок «Песни и сказки Тихого Дона» |
|
3. |
Научно-познавательное |
Ф-в «Риторика» Ф-в «Шахматы» |
|
4. |
Военно-патриотическое |
Об-е «Новые первоклашки» |
|
5. |
Общественно- полезная деятел. |
Кружок «Очумелые ручки» |
|
6. |
Проектная деятельность |
Клуб «Родничок» |
|
|
|
|
|
Вся эта работа велась нами в 6 направлениях: спортивно- оздоровительное, художественно- эстетическое, научно- познавательное, патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность.
СЛАЙД 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
В рамках этих направлений в нашей школе велись «Уроки психологического развития», факультативы «Шахматы», «Школа здоровья», кружки «Очумелые ручки», «Песни и сказки Тихого Дона».
Работал экологический клуб «Родничок» и объединение «Новые первоклашки»
Все названные программы отражают главную идею воспитания:
- приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, её способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.
Программы этих внеучебных занятий учителя и педагоги дополнительного дополнительного образования выбирали и разрабатывали самостоятельно, учитывая рекомендации ИПК и ПРО, пожелания детей и родителей, состояние их здоровья, особенности развития детей, их склонности, интересы, необходимость в данной работе, а также возможности школы и учителей.
Занятия строились на принципах развивающего обучения и направлены на развитие творческого потенциала ребёнка.
Внеучебная деятельность проводилась во второй половине дня при наличии динамической паузы на свежем воздухе,чтобы удовлетворить потребности учащихся в двигательной активности, эмоциональной разрядке.
Занятия велись в комфортной обстановке, в виде уроков-путешествий, игр, журналов-эстафет, экскурсий, праздников, викторин, конкурсов, смотров знаний, просмотров научно-познавательных фильмов, групповой и индивидуальной деятельности.
Ученики учились работать в паре и группе, принимать ответственность за выполнение задания, помогать друг другу, чтобы добиться результата.
На этих занятиях нет оценок. И у детей нет чувства страха. Они уверены в себе, искренне радуются и улыбаются, занятия приносят детям чувство удовлетворения, незабываемые эмоции и желание прийти на занятия снова.
Однако при реализации направлений внеучебной деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:
- программно-методическое обеспечение внеучебной деятельности проработано слабо, нет достаточного выбора программ, соответствующих интересам и потребностям учащихся младших классов;
- внеучебная деятельность входит в БОП, значит посещение кружков и факультативов, курсов должно быть обязательным. А проведение занятий с двадцатью учениками вызывает определенную трудность.
- несмотря на желание учащихся участвовать в работе кружков, секций, объединений они утомляются, а комнаты отдыха и игрового помещения в школе нет.
- спортивный зал не оснащен необходимым современным инвентарем и оборудованием для учащихся начальных классов. При дополнительных часах внеучебной деятельности школе нужен малый спортивный зал для учащихся начальных классов.
Предполагается , что на основе внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов будет выполнен социальный и государственный заказ системе начального образования, в соответствии с которым будут обеспечены результаты начального общего образования:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
- воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
СЛАЙД 21
Планируется, что в результате всей этой работы мы увидим наших учеников такими : деятельными и активными, креативными, коммуникабельными, любознательными, инициативными, открытыми внешнему миру, доброжелательными и отзывчивыми, ответственными, здоровыми, имеющими чувство собственного достоинства.
Работа учителя начальных классов
Хорошевской Л.З.