Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Творческие работы преподавателей » Инновационные технологии в образовательном процессе

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Инновационные технологии в образовательном процессе

Автор: insidelooker от 2-04-2012, 00:00, посмотрело: 3039

0

 

Инновационные технологии

в образовательном процессе

на начальной ступени образования.  

 

                                                    СЛАЙД  1

      Приказом   Министерства  образования   Ростовской  области №  2213  от  1. 09.  2009 года  МОУ   Тарасовская  средняя  общеобразовательная   школа  №2   была  определена  региональной  экспериментальной  площадкой    по  апробации    Федеральных  государственных   стандартов   2  поколения  на  начальной  ступени    образования.

        Основная  цель  апробации   ФГОС  в  Ростовской  области 

            -  изучение   возможностей  внедрения  в  практику  материалов  ФГОС.

            -   осуществление   оценки  эффективности  разработанных  материалов  как   механизма    функционирования  государственных  стандартов.

       К  началу   2008 – 2009  учебного  года  в  школе  были  определены:

                 -  кадровый  состав  учителей,  принимающих  участие  в  эксперименте;

                 -    разработан  режим  работы  учащихся  1 классов  в  урочное  и  внеурочное   время;

                 -     выбраны  УМК  для  реализации   требований  эксперимента;

                 -    заключён   договор  с  родителями  учащихся   об  участии  их  детей  в  эксперименте.

        Наша  школа  активно  включилась  в  изучение,  а  затем  и  апробацию  условий  ФГОС.

                                              СЛАЙД  2

       На   школьном  МО  изучили :нормативные  документы  нового  стандарта:

                 -   Примерные  учебные   программы  начального  образования  стандартов  2  поколения.

                 -  Планируемые  результаты   освоения   образовательной  программы  начального  общего  образования;

                 -     Базисный  учебный  план  начального  образования.

                 -     Программу  развития  универсальных  учебных  действий.

                 -     Систему  оценки  планируемых  результатов.

  Был   проведён  сравнительный  анализ  ныне  действующего  государственного   стандарта  образования  с  предлагаемым  проектом  образовательных  стандартов   2  поколения.

             Педагогический   коллектив   учителей   начальных  классов  нашей  школы  отметил,  что  в  первую  очередь  в  новых  стандартах  сделан  акцент  на  коренном   обновлении  содержания   образования  -  создание  таких  условий,  которые  обеспечили  бы  в  полной   мере  каждому  обучающемуся  возможностей  получения  качественного  образования.

           Были  отмечены  и  главные   приоритеты,  которые  выдвигает  проект  государственного   стандарта  второго  поколения.  Это  так  называемые  универсальные  учебные  действия,  которые  должен  сформировать  учитель   в  каждом  ученике.   А  именно  такие  ключевые  компетенции:  личность  как нравственность, предприимчивость,  конструктивность,  ответственность.

         На   основании  этого  была  разработана  новая   образовательная   программа  развития   адаптивной   модели  « Школа  для  всех»

                                               СЛАЙД  3

         В  ходе  эксперимента   наша  школа  апробировала   стандарт  как  совокупность  трёх  систем  требований:

                       -    к  структуре  основных  образовательных  программ;

                       -  к    реализации  освоения   основных  образовательных  программ;

                       -    к  условиям  реализации  основных  образовательных   программ.

                                                СЛАЙД  4

       Важнейшим   нормативным  документом  по  введению  ФГОС  является  базисный  образовательный  план,  который  определяет  нагрузку, состав  учебных  предметов  и  направления  внеучебной  деятельности,  распределяет  время  по  классам  и  учебным  предметам.

                                                СЛАЙД  5

       Учебный  план  нашей  школы  составлен  на  основании  второго  варианта  базисного  плана,  как  наиболее  подходящий  к  условиям  обучения  по  УМК  «Гармония».  Он  состоит  из  трёх  разделов:

                 -  инвариантная  часть,  которая   формирует  систему  предметных  навыков  и  личных  качеств,,  соответствующих   требованиям  стандарта.

                 - вариативная  часть,  обеспечивающая  региональные  особенности  образования  и  индивидуальные  потребности  обучающихся.

                -  внеучебная деятельность,  позволяющая  реализовать  дополнительные  образовательные  программы  и  программу  социализации  учащихся.

       Так  на  первой  ступени  обучения  формируются  познавательная  активность  и  интересы  учащихся,  их  готовность и  способность  к  сотрудничеству  и  совместной  деятельности  с учителем  и  одноклассниками. Усваиваются  основы  нравственного  поведения,  определяющего  отношения  личности  с  обществом  и  окружающими  людьми.

                                                 СЛАЙД  6

      Цель  современной  образовательной  политики – развитие  личности  каждого  ребёнка.

      Задача  начальной  ступени -  развитие творческих  возможностей  через  сохранение  здоровья,  развитие  интеллекта  и  эмоционально – чувственной  сферы , социально – личностная  адаптация  каждого  ученика.

       Основные  направления  реформ  начальной  ступени  образования:  обновление  содержания,  его  вариативность,  изменение  существующей  дидактической  системы,  преемственность  ступеней  образования.

        Для  решения  поставленной  задачи  в  нашей  школе  созданы  следующие  психолого – педагогические  условия:

                     -  предметно – пространственная  среда,  стимулирующая  коммуникативную,  игровую,  познавательную  физическую  активность  ребёнка.

                    -     возможность  выбора  образовательных  программ,  ,  видов  деятельности.

                    -      развивающие  педагогические  технологии,  ориентированные  на  специфику  возраста:

                                                  СЛАЙД  7     8       9     10

                   7        -  обучение  на  основе  «учебных  ситуаций»

                   8        -  технология  уровневой  дифференциации

                   9        -  проектная   деятельность

                   10        -  информационные  и  коммуникативные   технологии.

                                                 СЛАЙД  11

      Выдвинутая  на  современном  этапе  цель  образования -  развитие  личности  меняет  смысл  учебной  деятельности:  усвоение  знаний  мы  воспринимаем  теперь  не  как  цель,  а  как  одно  из  средств,  причём  ведущее  средство  развития  личности.  Ученик – это  не  сосуд,  который  необходимо  заполнить, а  факел,  который  нужно  зажечь.

 

                                               СЛАЙД  12  (1, 2, 3, 4, 5, 6 , 7)

 

        Образовательное  пространство  стало  развивающим,  когда  учитель  стал:

                 -  мотивировать  ученика,  вызывать  личностный  интерес  для  освоения  учебной  деятельности;

                 -  создавать  психологический  комфорт  ученика;

                 -  создавать  условия  для  реальной  «ситуации  успеха»  учащегося в  образовательном  пространстве  учебного  заведения.

                -  создавать  среду  для  развития  мыслительных  способностей  учеников  через  овладение  определёнными  мыслительными  операциями.

                - строить  на  применении  в  образовательном   пространстве  школы  группы  проблемных  методов:   эвристических,  рефлексивных.

               -    в  учебно -  воспитательном   процессе    строить субъект-  субъектные   взаимоотношения,  использовать  групповые  формы  организации  учебного  процесса.

                -    обеспечивать  организацию  поисковой  продуктивной  деятельности  учащихся  на  занятиях.

                -  проектировать  обучение с  опорой  на  зону  ближайшего  развития  ученика.

          Другими  словами  обучение  стало  создавать  зону  затруднений  для  учащихся,  тем  самым  побуждая  их  к  активной  мыслительной  деятельности.

Впервые  в Базисный  образовательный  план  включена  внеучебная  деятельность,  на  которую  предусмотрено  по  10  часов  в  каждом  классе    начальной  школы,  отводимые  на  обеспечение  индивидуальных  потребностей  и  социализации  учащихся.

                                    СЛАЙД  13

 

Направления деятельности

Формы  работы

исполнители

1.

Спортивно- оздоровительное

Ф-в  «Школа  здоровья»

«Уроки  психологического  развития»

 

2.

Художественно-эстетическое

Кружок «Песни  и сказки  Тихого  Дона»

 

3.

Научно-познавательное

Ф-в  «Риторика»

Ф-в   «Шахматы»

 

4.

Военно-патриотическое

Об-е  «Новые  первоклашки»

 

5.

Общественно- полезная  деятел.

Кружок «Очумелые  ручки»

 

6.

Проектная  деятельность

Клуб  «Родничок»

 

 

 

 

 

 

 

Вся  эта  работа  велась  нами  в 6  направлениях: спортивно-  оздоровительное,  художественно-  эстетическое,  научно- познавательное,  патриотическое,  общественно-полезная  и  проектная  деятельность.

 

                                            СЛАЙД  14,  15,  16,  17,  18,  19, 20.

  В рамках  этих  направлений    в  нашей  школе  велись  «Уроки  психологического  развития», факультативы  «Шахматы»,  «Школа  здоровья»,  кружки  «Очумелые  ручки»,  «Песни  и  сказки  Тихого Дона».    

Работал  экологический  клуб «Родничок»  и  объединение  «Новые  первоклашки»

         Все  названные  программы  отражают  главную  идею  воспитания:

                    -  приоритет  развития  актуальных  и  потенциальных  возможностей  личности,  её  способностей  и  потребностей,  готовности  к  самопознанию,  самореализации.

         Программы  этих  внеучебных  занятий  учителя  и  педагоги  дополнительного  дополнительного  образования  выбирали  и  разрабатывали  самостоятельно,  учитывая  рекомендации  ИПК  и  ПРО,  пожелания  детей  и  родителей,  состояние  их  здоровья,  особенности  развития  детей,  их  склонности,  интересы,  необходимость  в  данной  работе,  а  также  возможности  школы  и  учителей.

           Занятия  строились  на  принципах  развивающего  обучения  и  направлены  на  развитие  творческого  потенциала  ребёнка.

            Внеучебная  деятельность  проводилась  во  второй  половине  дня  при  наличии  динамической  паузы  на  свежем  воздухе,чтобы удовлетворить потребности учащихся в двигательной активности, эмоциональной разрядке.

             Занятия велись в комфортной обстановке, в виде уроков-путешествий, игр, журналов-эстафет, экскурсий, праздников, викторин, конкурсов, смотров знаний, просмотров научно-познавательных фильмов, групповой и индивидуальной деятельности.

              Ученики учились работать в паре и группе, принимать ответственность за выполнение задания, помогать друг другу, чтобы добиться результата.

               На этих занятиях нет оценок. И у детей нет чувства страха. Они уверены в себе, искренне радуются и улыбаются, занятия приносят детям чувство удовлетворения, незабываемые эмоции и желание прийти на занятия снова.

               Однако при реализации направлений внеучебной деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:

            - программно-методическое обеспечение внеучебной деятельности проработано слабо, нет достаточного выбора программ, соответствующих интересам и потребностям учащихся младших классов;

            - внеучебная деятельность входит в БОП, значит посещение кружков и факультативов, курсов должно быть обязательным. А проведение занятий с двадцатью учениками вызывает определенную трудность.

            - несмотря на желание учащихся участвовать в работе кружков, секций, объединений они утомляются, а комнаты отдыха и игрового помещения в школе нет.

            - спортивный зал не оснащен необходимым современным инвентарем и оборудованием для учащихся начальных классов. При дополнительных часах внеучебной деятельности школе нужен малый спортивный зал для учащихся начальных классов.

        Предполагается , что  на  основе  внедрения  Федеральных  государственных  образовательных  стандартов  будет  выполнен  социальный  и  государственный  заказ  системе  начального  образования,  в  соответствии  с  которым  будут  обеспечены  результаты  начального  общего  образования:

                  -  формирование  предметных  и  универсальных  способов  действий,  обеспечивающих  возможность  продолжения  образования  в  основной  школе.

                  -   воспитание  умения  учиться, способности  к  самоорганизации  с  целью  решения  учебных  задач;

                 -   индивидуальный  прогресс  в  основных  сферах  личностного  развития. 

                                        СЛАЙД   21

         Планируется,  что  в  результате  всей  этой  работы  мы  увидим  наших  учеников   такими  :  деятельными  и  активными,  креативными,   коммуникабельными,  любознательными,  инициативными,  открытыми  внешнему  миру,  доброжелательными  и  отзывчивыми,  ответственными,  здоровыми,  имеющими  чувство  собственного  достоинства.

   


Скачать Инновационные технологии.pptx [8,29 Mb] (cкачиваний: 60)


Работа учителя начальных классов

Хорошевской Л.З.

 


 

 

Категория: Методическая работа » Творческие работы преподавателей

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.