Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Творческие работы преподавателей » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ УПРАВЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ УПРАВЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Автор: Мрыхина Наталья от 15-10-2013, 22:44, посмотрело: 1721

0
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ УПРАВЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ


Что больше всего влияет на успеваемость?
Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников?
Результаты исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Всё важно: и квалификация учителя, и оборудование кабинета… Но больше всего – класс. Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе и, даже квалификация учителя. В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» - помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом кроется секрет лучших учителей, умеющих создать класс. Учитель должен научить детей коллективному сотрудничеству, особенно на таком творческом уроке, как «музыка».
Управление группой людей требует авторитета. Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педагогическая техника.
Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь – уважение. Но не всякое знание признается группой, как заслуживающее уважение. В реальных условиях авторитет учителя включает в себя обе составляющие – авторитет силы и авторитет знания. Воспрос меры – какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая….
А сейчас конкретные приемы поддержания этой состовляющей – демократической, дружеской, сотруднической.
• Демонстация профессионального уровня
Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно тем, кто постарше, нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом. Учитель показывает свой пример выполнения творческого задания. Это сложнее, чем сравнить ответы и выступления школьников с профессионалами, оставаясь на позиции контролёра. И по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам делает то, чему учит.
• Учитель выходит за пределы учебника
Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сможет из популярного мультыильма, детского сериала – восторг и признательность ему обеспечены.
• Учитель выходит за рамки своего учебного предмета
Всегда можно найти тему разговора в рамках которой межпредметные знания не будут выглядеть притянутыми «за уши». Это и цитирование стихов, и меткие математические высказывания, и демонстрация репродукций картин известных художников.
• Учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры
Для этого стоит потратить время на чтение молодежных журналов, прослушивание современных музыкальных групп и исполнителей.
• По всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми
Убедить детей, что их мнение значимо для вас. Ведь это действительно так. Не надо устраивать плебисциту – это может поставить учителя в весьма трудное положение. Обсудите с ребятами разные варианты решения под вашими общими проблемами. Но стоит сразу предупредить: последнее слово за вами. И конечно, не забыть поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

ТРАДИЦИИ УРОКА
• Вход в урок
Вся культура пронизана традициями. Традиции позволяют нам согласовать свои действия, сосуществовать слаженно. Нужен насторой на определенный тип работы, деятельности. Для этого сущесуществует процедура «вход в урок». Он быват разный в зависимости от возраста, учебного материала, других условий. Некоторое количество лет назад распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Нельзя сказать, что он плох. Надо сказать, что он не идинственный и недостаточный. Учитель начинает урок с «настройки». Например, знакомит с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: «Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробкем ответить на вопрос…(звучит тема урока в вопросной форме). И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное (тема повторения). Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки – два или три не слишком сложных вопроса на размышление. Или краткого письменного опроса. Если есть правила, то есть и исключения. Когда класс слабый, трудно настраиваться, то начинаем урок всегда определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.
• Завершение урока
Ученики ценят умение завершать урокточно со звонком, не затягивая его на перемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: «Урок завершен, упехов вам!» Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких : «Ой, забыла сказать самое главное!»
• Середина урока
1. Учитель использует традиционную игру – отдых на уроке. Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает нашей главное цели – познанию. Но всякому делу на уроке – свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Не позволяем заиграться. Заранее четко договариваемся с детьми, что никаких уговоров типа: «Давайте еще поиграем!» не будет. Тем более, что эта игра – не последняя.
2. Учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд.
Урок. Учитель показывает на одну из первых парт и произносит: «Свободная парта». Хозяева парты быстро собираются и освобождают ее, пересаживаясь на другое место. Вопросов не задают. Действия учеников по команде «Свободная парта» заранее оговорены и оттренированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной работы нужна одна из первых парт.
Таким образом, четкие команды экономит много сил и времени на уроках.
3. Пример. Проверочная работа. Если завершить её со звонком, то получится знакомая картина: один ученик «под шумок» списывает у соседа; второй перекрикивается с товарищем через весь класс, сверяя ответ; третий кричит: «Я забыл тетрадь, можно на листочке» и т.д. шум, состояние стресса учеников и учителя, раздражение. Поэтому выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы. За 2-3 минуты до конца урока звучит команда «Внимание», по которой ученики откладывают ручки и начинают проверять работу. «Работа окончена» - и с последней парты на первую передаются работы. Учителю не приходится громко говорить и даже кричать, перекрывая многие голоса.
Не напоминает ли это казарму? Слишком технологично… Но если вспомнить старый добрый фильм «Звуки музыки», там мужчина остался один с детьми (их было то ли пять, то ли семь). Он им отдавал команды свистком. Не потому что не любил, а потому, что четкая организация и ритм позволяли нормально выжить в такой ситуации. В том числе и освободить время для спокойного человесеского общения. Хорошая технология в образовании – прочные знания плюс здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже нвйдется.



НЕВЕРБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющее действие – тоже. И это уменьшает их эффективность, создает дополнительную нагрузку на учащегося. Ему приходится разделять разного характера сигналы,то есть учебную и управляющую.
• Учитель использует для управления классом несловесные команды
*Начало песни, окончание фраз; громче, тише; быстрее, медленне – все эти управляющие сигналы могут взять на себя руки учителя.
*Пример. Урок в 3 классе, тема – «русские народные инструменты». У каждого ученика в руках музыкальный инструмент, все надо услышать звучание своего; необходимый и поэтому разрешенный шум на уроке. Самое страшное в такой ситуации – потерять управление. За три урока учитель отрабатывает поведение в пободной ситуации. По пять минут на каждом уроке самая настоящая дрессировка! «А теперь шумим. Разве это шум? Сережа, я знаю, как ты умеешь шуметь! Три хлопка в ладоши – тишина через минуту – «Нет еще быстрее!!!» так мы добиваемся полного внимания за секунду.
• Дай себе помочь
Мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогаем мы. Это психологический эффект в основании следующего приема: дай себе помочь… И польза от этого будет велика, обоюдная польза. Например, ребята разрабатывают очень качественный дидактическпий материал под руководством учителя. Конечно, прием не сводится только к разаработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, и гость урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.
Главное правило: помощь не бывает из-под палки. Ставится ли оценка за помощь? Прежде всего учитель не забывает поблагодарить. Не в спешке обронить сказанное «молодец», а так, чтобы ученик поверил в искренюю благодарность. Что касается отметки, то она не моджет быть платой за услугу, например, то что ученик раздал учебники. А вот за составлени кроссворда по темам повторения - да. И еще: если ученик разработал применяемый в дальнейшем материал, то на нем обозначено: разработал такой-то.
*Приемы устного опроса
Устный опрос – чего уж проще? Но посмотрим на него под «микроскопом». Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски – это скорее антиприем. Толку о него мало: один отвечает, а остальные как бы слушают.
И все - таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. После такого ответа полезен краткий «разбор полета» с учеником или опрос по цепочке. Применим в случае, когда предлагается развернутый, логический ответ: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Тихий опрос. Беседа учителя с одним ученик происходи полушепотом, в то время как класс занят другими делами, например проверочной работой.
Програмируемый опрос. Ученик выбирает один верный ответ из несколько предложенных. В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хорший шанс получить столкновение мнений, в котором «переплавится» непонимание. Не запрещено и самому учителю защитить один из неверных ответов – пусть поспорят.
Оценивание. «Хорошо!» - в разных интонациях и по разным поводам говорим мы это слово на уроках. Один учитель этим словом завершает часть урока и переходит к следующей. Этим же словом хвалит. И несогласие тоже: «Хорошо, но как же ты тогда объяснишь вот это…?»
А вот фразы, которые звучат на уроке другого учителя: «Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ», «Хороший вопрос!», «Очень точный ответ! Тебя было приятно слушать!»
У какого из учителей эмоциональная атмосфера урока была лучше?
Оцениваем мы не только цифрою, но и словами, интонацией, жестами, мимикой…
Учитель убежден, что главная цель оценки – стимулировать познание. Человеку нужен успех. Успешность во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать. Есть мудрое правило: сравнивай ученика только с ним самим. Сегодняшнего – с ним вчерашним. Необходимо оценивать динамику развития. Всегда можно найти за что похвалить. А успешный ребенок – благодарный ученик.
• Учитель знакомит школьников с критериями по которым выставляются оценки
При работе в новом классе первые отметки называются вслух, обосновываются, а в журнал попадают только по желанию учащегося. Мало того, что учитель оценивает справедливо, необходимо, чтобы ученик был с ним согласем. Достичь этого не сложно. Завершив работу, ученик сам ставит себе оценку (могут оценить работу и одноклассники). За эту же работу отметку стьавит учитель. Записывается дробь. Например 4\5 – где 4 – отметка учителя, а 5 – отметка ученика. Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некотрое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Другая причина введения приема – чтобы приучить к регулярному оцениванию своего труда.
• В некоторых случаях учитель ставит отметку «в кредит»
Спорная оценка за триместр предмет волнений и надежд. Учитель: «По отметкам ты на «4» («5») не дотягиваешь, но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь…. Это так? Если это так, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующем триместре станет ясно, насколько мы были правы».
Три уровня домашнего задания
• Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которго берется учитель.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от заданий первого уровня.
Третий уровень – используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируетися учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовыегруппы. Например, ученикам предлагается разработать:
 Частушки, песни, сказки, рассказы по учебным темам;
 кроссворды, сканворды;
 тематические сборники интересных фактов;
 учебные комиксы
и еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться». И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.
Последнее слово о приемах управления
Новый учебный год. Новый класс. Главная задача первых месяцев – сыграться не так важно, что за первые десять уроков пройден программный материал пяти. Наладится управление, четкий ритм и темп – будет и запас времени. Нет педагогической панацеи. Нет одного «самого главного» приема. Только поддерживая друг друга, приемы дают нужный эффект. Лучший способ все загубить – схватиться за все сразу. Мы будем поступать иначе. Каждый новый прием отрабатываем до автоматизма. Эти приемы – каждодневный инструмент учителя, который совершенствуется в работе.
Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Тоже и в школе. Если класс сыгран, то урок – это музыка.





Список литературы
1. Альтмуллер, Г.С. Найти идею [Текст] Г.С. Альтмуллер.- Новосибирск: Наука, 1986г.
2. Викеньтев, И.Л. О критериях оценки работ по педагогикетворчеств [Текст] И.Л. Викеньтев: Рукопись
3. Гин, А.А. Новые задачи [Текст] А.А. Гин.- рукопись: Гомель
4. Токмаков, О.В. Эффективная дидактика [Текст] О.В. Токмаков.-рукопись

Категория: Методическая работа » Творческие работы преподавателей

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.