Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » Разработка урока по теме "Организация ветвления на языке Паскаль"

 
 
 

Разработка урока по теме "Организация ветвления на языке Паскаль"

Автор: Рубанова Т.Ю. от 24-04-2013, 22:26, посмотрело: 4941

0

Урок в 9-м классе по теме "Организация ветвления на языке Паскаль"

 

Цели
образовательная:  закрепить знания учащихся об операторе ветвления и научить создавать программы на языке программирования  Pascal, содержащие оператор ветвления.

развивающая:        развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.

воспитательная:  развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Знать:  структуру оператора ветвления в Паскале, с применением знаний разветвляющегося алгоритма.

Уметь:  составлять программы на Паскале, содержащие оператор ветвления.

Тип урока: урок закрепления знаний по Паскалю и отработка заданий по программированию (по материалам ГИА, с применением информационных технологий).

Форма урока: комбинированная.

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.

Комплексно-методическое обеспечение:

  • интерактивная доска;
  • правильно и полностью инсталлированные программы Windows;
  • язык программирования Pascal;
  • презентация урока, составленная в Power Point;
  • карточки к самостоятельной работе;
  • оценочный лист урока.

Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык, литература

ХОД УРОКА

1.      Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Начну сразу с задания. Составьте алгоритм.

Слайд 1

Есть два числа: А и В. Найдите наибольшее из них.

·         Почему вы молчите?

·         Что я пропустила самое главное в задании?

·         Какие способы записи алгоритма вы знаете?

Слайд 2

·         Какие представлены на экране?

·         Какого способа не хватает?

·         Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока: «Организация ветвления на языке Паскаль»

Открыли тетради,  записали число и тему урока.
Мы знакомы со многими операторами Паскаля, научились составлять линейные программы на языке Паскаль. Сегодня наша задача научиться составлять программы с ветвлением на Паскале.

Слайд 3
Тема: Организация ветвления на языке Паскаль.

2. Мотивация.
Учитель.  А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”
О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.

3. Проверка домашнего задания (задания ГИА).

 Слайд 4 – 8

У кого все правильно ставят в оценочный лист 4 б, 1 ошибка – 3 б и т. д. (Приложение 2)

4. Актуализации знаний.

Слайд 9
Повторение ранее изученного материала. Проверим свои знания.

Небольшая разминка. Блиц- опрос.

Каждый зарабатывает баллы.

1.      Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме начало? (овал)

2.      Какой оператор описывает в алгоритмическом языке начало

3.      Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата (параллелограмм)

4.      Какой оператор описывает в программе на Паскале вывод результата (writeln)

5.      Назовите операторы ветвления в алгоритмическом языке

6.      Какой оператор описывает в программе  на Паскале ввод данных (readln)

7.      Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме проверку условия (ромб)

8.      Какой оператор описывает в программе задание переменных (var)

9.      Какой оператор определяет целочисленную переменную на Паскале (integer)

10.  Какой оператор описывает в программе начало (begin)

11.  Какой оператор описывает в программе конец (end)

12.  Какой оператор определяет в Паскале вещественные переменные (real)

13.  Какой оператор определяет в Паскале массив?

 Выставили баллы в оценочные листы.

Слайд 10

Устный счет.

Задание по блок-схеме.

Слайд 11

Задание на алгоритмическом языке.

Выполнили, проверили.

Выставили баллы в оценочные листы.

5. Объяснение новой темы
Слайд 12
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (Рисунок 1)

 

Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, то останется жив, если налево, то погибнет).

В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор.


Даже пословицы порой содержат ветвление.

1.  «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

·         Как вы понимаете её смысл?

·         Примените к ней операторы полного ветвления.

2.Тише едешь, дальше будешь»,

3. «Делу –время, потехе – час».

А давайте вспомним слова из известной песни

Если у вас нет собаки, её не отравит сосед

И с другом не будет драки

Если у вас, если у вас

Если у вас друга нет...

Учитель: И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы.
Слайд 13,14  Я вам напомню, что

 Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (полное и неполное ветвление.)

Переходим к решению задач типа 9 ГИА 2013.

Для этого вспомним операции в алгоритмическом языке и языке Паскаль.

Слайд15.

Открыли стр. 97 сборника, вариант 6, задание 9

  Открыли стр. 106, вариант 7, задание 9.

Выставили баллы в оценочные листы.

7. Физкультминутка « Команды ветвления».

·        
Давайте немного отдохнём. Встали ровно. Смотрим на меня. Будьте внимательны:

·         Если ты юноша, то выполняй ходьбу на месте, иначе выполни три наклона вперед.

·         Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе влево и вправо.

·         Если у тебя серые глаза, то выполняй наклоны влево и вправо, иначе – поворачивай туловище влево, вправо.

·         Если ты ученик девятого класса, то встань ровно рядом со своей партой и приведи себя в порядок.

Слайд 16 -18На языке программирования оператор ветвления в полной и неполной форме

IF (условие) THEN (операторы)  ELSE  (операторы); Давайте вернемся к началу урока.

Слайд 19. Запишем программу нахождения наибольшего из двух на языке программирования Паскаль. (Ученик у доски)

8. Формирование умений и навыков.

Слайд 20
Решим еще несколько задач.

Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Ответы:
  1. Ifx>0  theny: =x-50  elsey: =x+100;
2.
If a*b<0   then y:=a*b*(-2)   else y:=a*b*3;
                 3. If A>B   then C:=A-B else C:=B-A;
           
9.
Практическая работа в среде Pascal.  По уровням сложности. Выбирают сами ученики. (Приложение 1).

Пока учащиеся выполняют задание, учитель анализирует оценочные листы и ставит оценки.

10. Домашнее задание  Слайд 21

Вариант 4 задачи 8,9,10,14, робот.

9. Итог урока.   Рефлексия.

·         Что для вас на уроке было знакомым?

·         Как вы считаете над чем ещё надо поработать?

·         Когда вы будете решать задания типа 9, 10 на каком языке вы это будете делать?

Итак подведём итог урока: Жизнь весьма разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. Нам постоянно приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации, т.е. делать выбор. Вот и вы сейчас находитесь в такой ситуации. Вы заканчиваете 9 класс и перед вами выбор, который вы должны сделать, то ли вы пойдете в 10 класс, то ли продолжите обучение в техникумах, училищах, колледжах. Конечно, этот выбор вы будете делать не самостоятельно, а с родителями. Я желаю вам, чтобы ваш выбор был правильным. И в любом случае оставайтесь хорошими, порядочными  людьми. Спасибо за урок.prezentaciya-k-uroku-vetvlenie.ppt [1,37 Mb] (cкачиваний: 472) 

 

 

 

 

 

 

 


Категория: Методическая работа » Разработки уроков

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.