Урок в 9-м классе по теме "Организация ветвления на языке Паскаль"
Цели:
образовательная: закрепить знания учащихся об операторе ветвления и научить создавать программы на языке программирования Pascal, содержащие оператор ветвления.
развивающая: развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.
воспитательная: развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Знать: структуру оператора ветвления в Паскале, с применением знаний разветвляющегося алгоритма.
Уметь: составлять программы на Паскале, содержащие оператор ветвления.
Тип урока: урок закрепления знаний по Паскалю и отработка заданий по программированию (по материалам ГИА, с применением информационных технологий).
Форма урока: комбинированная.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.
Комплексно-методическое обеспечение:
- интерактивная доска;
- правильно и полностью инсталлированные программы Windows;
- язык программирования Pascal;
- презентация урока, составленная в Power Point;
- карточки к самостоятельной работе;
- оценочный лист урока.
Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык, литература
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Начну сразу с задания. Составьте алгоритм.
Слайд 1
Есть два числа: А и В. Найдите наибольшее из них.
· Почему вы молчите?
· Что я пропустила самое главное в задании?
· Какие способы записи алгоритма вы знаете?
Слайд 2
· Какие представлены на экране?
· Какого способа не хватает?
· Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока: «Организация ветвления на языке Паскаль»
Открыли тетради, записали число и тему урока.
Мы знакомы со многими операторами Паскаля, научились составлять линейные программы на языке Паскаль. Сегодня наша задача научиться составлять программы с ветвлением на Паскале.
Слайд 3
Тема: Организация ветвления на языке Паскаль.
2. Мотивация.
Учитель. А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”
О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.
3. Проверка домашнего задания (задания ГИА).
Слайд 4 – 8
У кого все правильно ставят в оценочный лист 4 б, 1 ошибка – 3 б и т. д. (Приложение 2)
4. Актуализации знаний.
Слайд 9
Повторение ранее изученного материала. Проверим свои знания.
Небольшая разминка. Блиц- опрос.
Каждый зарабатывает баллы.
1. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме начало? (овал)
2. Какой оператор описывает в алгоритмическом языке начало
3. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата (параллелограмм)
4. Какой оператор описывает в программе на Паскале вывод результата (writeln)
5. Назовите операторы ветвления в алгоритмическом языке
6. Какой оператор описывает в программе на Паскале ввод данных (readln)
7. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме проверку условия (ромб)
8. Какой оператор описывает в программе задание переменных (var)
9. Какой оператор определяет целочисленную переменную на Паскале (integer)
10. Какой оператор описывает в программе начало (begin)
11. Какой оператор описывает в программе конец (end)
12. Какой оператор определяет в Паскале вещественные переменные (real)
13. Какой оператор определяет в Паскале массив?
Выставили баллы в оценочные листы.
Слайд 10
Устный счет.
Задание по блок-схеме.
Слайд 11
Задание на алгоритмическом языке.
Выполнили, проверили.
Выставили баллы в оценочные листы.
5. Объяснение новой темы
Слайд 12
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (Рисунок 1)
Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, то останется жив, если налево, то погибнет).
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор.
Даже пословицы порой содержат ветвление.
1. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
· Как вы понимаете её смысл?
· Примените к ней операторы полного ветвления.
2.Тише едешь, дальше будешь»,
3. «Делу –время, потехе – час».
А давайте вспомним слова из известной песни
Если у вас нет собаки, её не отравит сосед
И с другом не будет драки
Если у вас, если у вас
Если у вас друга нет...
Учитель: И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы.
Слайд 13,14 Я вам напомню, что
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (полное и неполное ветвление.)
Переходим к решению задач типа 9 ГИА 2013.
Для этого вспомним операции в алгоритмическом языке и языке Паскаль.
Слайд15.
Открыли стр. 97 сборника, вариант 6, задание 9
Открыли стр. 106, вариант 7, задание 9.
Выставили баллы в оценочные листы.
7. Физкультминутка « Команды ветвления».
·
Давайте немного отдохнём. Встали ровно. Смотрим на меня. Будьте внимательны:
· Если ты юноша, то выполняй ходьбу на месте, иначе выполни три наклона вперед.
· Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе влево и вправо.
· Если у тебя серые глаза, то выполняй наклоны влево и вправо, иначе – поворачивай туловище влево, вправо.
· Если ты ученик девятого класса, то встань ровно рядом со своей партой и приведи себя в порядок.
Слайд 16 -18На языке программирования оператор ветвления в полной и неполной форме
IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы); Давайте вернемся к началу урока.
Слайд 19. Запишем программу нахождения наибольшего из двух на языке программирования Паскаль. (Ученик у доски)
8. Формирование умений и навыков.
Слайд 20
Решим еще несколько задач.
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Ответы: 1. Ifx>0 theny: =x-50 elsey: =x+100;
2. If a*b<0 then y:=a*b*(-2) else y:=a*b*3;
3. If A>B then C:=A-B else C:=B-A;
9. Практическая работа в среде Pascal. По уровням сложности. Выбирают сами ученики. (Приложение 1).
Пока учащиеся выполняют задание, учитель анализирует оценочные листы и ставит оценки.
10. Домашнее задание Слайд 21
Вариант 4 задачи 8,9,10,14, робот.
9. Итог урока. Рефлексия.
· Что для вас на уроке было знакомым?
· Как вы считаете над чем ещё надо поработать?
· Когда вы будете решать задания типа 9, 10 на каком языке вы это будете делать?
Итак подведём итог урока: Жизнь весьма разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. Нам постоянно приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации, т.е. делать выбор. Вот и вы сейчас находитесь в такой ситуации. Вы заканчиваете 9 класс и перед вами выбор, который вы должны сделать, то ли вы пойдете в 10 класс, то ли продолжите обучение в техникумах, училищах, колледжах. Конечно, этот выбор вы будете делать не самостоятельно, а с родителями. Я желаю вам, чтобы ваш выбор был правильным. И в любом случае оставайтесь хорошими, порядочными людьми. Спасибо за урок.