Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » "Обособленные члены предложения". Урок. Русский язык. Учитель: Быкадорова И.А.

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

"Обособленные члены предложения". Урок. Русский язык. Учитель: Быкадорова И.А.

Автор: rubikon55 от 26-06-2012, 14:33, посмотрело: 42420

0

Урок русского языка.

 

11 класс.

 

Тема: Обособленные члены предложения.

 

Цель:        обобщить и углубить знания об обособленных членах предложениях;

                   определить спектр значений обособленных предложений;

исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами.

 


Ход урока:

 

- Курс  русского языка в 11 классе посвящен синтаксису и пунктуации. Интонация-смысл-пунктуация-важнейшая логическая цепочка, определяющая функционирование любой синтаксической структуры.

-Тема урока «Обособленные члены предложения» Подберите синонимы к термину обособленный.

(Отдельный, изолированный, автономный, независимый, сепаратный)

 

-Выполните морфемный разбор слова обособленный

(обособленный)

 

-Как подбор синонимов и выполнение морфемного разбора помогли нам в определении понятия «обособленные члены предложения»?

(Обособленные члены предложения –это такие члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элементы добавочного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире)

 

-Какие члены предложения могут быть обособленными?

(Выделяться знаками препинания могут разные второстепенные члены предложения: согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, приложения, обстоятельства, а также второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение)

 

-Могут ли выделяться подлежащее и сказуемое? Почему?

(Нет, так как подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения, а обособленные члены предложения имеют значение добавочного сообщения, пояснение и уточнения)

 

-Обособленные члены предложения - сравнительно молодая синтаксическая структура. Их описал в начале XX века Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933) в своем труде «Русский синтаксис в научном освещении» (1914). Интонацию, сопровождающую обособление, А.М. Пешковский назвал «обособляющей»

 

-Каковы характерные признаки «обособляющей интонации»?

(Паузы, логические ударения, ритм – особая мелодика, мелодический рисунок)

 

-Запишите в тетрадь схему:

 

 

 

ПРИЗНАКИ ОБОСОБЛЯЮЩЕЙ ИНТОНАЦИИ

 

       
       
 

 

пауза                   логическое ударение             ритм           мелодический рисунок

 

 

-А.П. Чехов говорил: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Запишите его высказывание

 

-Переведите слова А.П. Чехова на язык науки.

(Знаки препинания – это графические (письменные) знаки, помогающие расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания употребляются по правилам, которые нужны для того, чтобы пишущий и читающий одинаково понимали строение и смысл текста).

 

-На  дом  вам было дано задание вспомнить наиболее общие условия обособления для всех видов определений, обстоятельств и дополнений. Примеры, иллюстрирующие условия обособления, нужно было взять из произведений М. Шолохова.

 

I. Определения

Обособляются согласованные определения и приложения, относящиеся к личному местоимению.

Улыбающаяся и притихшая, она смотрела на мужа влюбленными глазами и не видела ничего вокруг.

 

2. Обособляются согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого слова.

Спустился Николка в вишневый садик и лег на траву, заплаканную, седую от росы.

 

3. Обособляются согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Истоптанный сапогами пехоты, луг напоминал заплаканное, измятое горем лицо девушки.

 

4. Обособляются согласованные определения, если отделены от определяемого слова другими членами предложения (независимо от их местоположения).

Отъявленный народ был в банде, служивский, бывалый.

 

5. Обособляются определения, стоящие после имени собственного и уточняющие его.

Васька, сын пастуха и родной кровный сын бедняцкой власти, умрет от пули своего же станичника.

 

6. Обособляются определения  с союзом «как», если имеют значение причины.

На станции Миллерово Григорию, как демобилизованному красному командиру, предоставили обывательскую подводу.

 

-Итак, универсальными условиями обособления определений являются:

 

Обособленные члены предложения.

                                        ПАМЯТКА №1

 

Универсальные условия обособления определений всех видов.

 

  1. Постпозиция (по отношению к определяемому слову).
  2. Связь с личным местоимением.
  3. Дополнительное обстоятельственное значение.
  4. Дистантное положение (по отношению к определяемому слову).

 

-Что вы знаете об условии обособления обстоятельств?

 

II. Обстоятельство

1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием, деепричастным

оборотом, сравнительным оборотом, уступительным оборотом.

         Утром морозным на крыльцо вышел Николка, хрупкую тишину ломая перезвоном подкованных сапог. По утрам степь, как лошадь коростой, покрывалась туманом.

        

         2. Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, несмотря на, вопреки, вследствие и др., если они распространены и стоят перед сказуемым.

         Не смотря на нестерпимую боль в ноге, Григорий сдержанно улыбнулся.

 

         3. Обособляются уточняющие члены предложения (чаще всего обстоятельства места, времени, образа действия, степени и другие)

         Еще там, на фронте, он твердо решил взять Аксинью в дом, чтобы она воспитывала его детей и постоянно была возле него.

 

         -Итак, универсальными условиями обособления обстоятельств являются:

 

Универсальные условия обособления обстоятельств.

 

  1. Способ выражения: деепричастие, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уступительный оборот.
  2. Способ выражения: существительное с предлогами, несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, вследствие и др.
  3. Уточняющее обстоятельственное значение (чаще - места и времени; реже – степени, меры, образа действия)

 

-Что вы знаете об условиях обособления дополнений?

 

III. Дополнения.

1. Обособленными дополнениями условно называют конструкции со значением включения, исключения, замещения.

Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных дней, шли беспрерывные дожди.

 

2. Обособляются дополнения с предлогами кроме, сверх, включая, исключая, помимо, наряду и др.

Все бойцы, кроме сторожевого охранения, должны были расположиться по квартирам.

 

-Итак, общими условиями обособления дополнений являются.

 

Общие условия обособления дополнений.

 

  1. Значение включения, исключения, замещения.
  2. Предлоги кроме, сверх, включая, исключая, помимо, наряду и др.

 

-Итак, мы с вами вспомнили общие условия обособления для всех видов определений, обстоятельств, дополнений.

Причина обособления связана не с формой, т. е лексико-грамматическим способом выражения, а с семантикой, смыслом, содержанием высказывания.

Наша задача – определить спектр значений обособленных членов предложения.

 

-Перестройте каждые два простых предложения в одно с обособленными членами. Назовите условия обособления и вид обособленного члена.

 

Он тяготился своими обязанностями. Он подслеповатый и глухой

Он, подслеповатый и глухой, тяготился своими обязанностями. (обособл. определение, относящееся к личному местоимению)

Обособленное определение имеет определительное значение. Выполняет функцию второстепенного сказуемого. Оценка субъекта

По воде далеко катилась зыбкая волна. Усеянная золотыми бликами вода.

По воде, усеянной золотыми бликами, далеко катилась зыбкая волна. (обособл. определение, стоящее после определяемого слова)

Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, имеет определительное значение. С помощью обособленного определения дается образная, метафорическая хар-ка предмета.

Молодая трава здесь была выше и гуще. Подсолнечная сторона лога.

Молодая трава здесь, на подсолнечной стороне лога, была выше и гуще. (обособл, уточняющее обстоятельство места)

Обособленный член предложения имеет обстоятельственное значение. Выполняет функцию дополнительного сообщения, уточнения

Первая группа поскакала по главной улице. Группа стреляла в воздух и помахивала клинками.

Первая группа, стреляя в воздух и помахивая клинками, поскакала по главной улице. (обособл. обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Обособл. член предложения имеет обстоятел. значение. Выполняет функцию второстепенного сказуемого. С помощью обособл. члена дается добавочная хар–ка протекания основного действия.

Шли тополя по придорожью. Тополя были обнажены ветрами зимы

Шли тополя по придорожью, обнаженные ветрами зимы. (обособл. согл. опред., если отделено от определяемого слова друг. членами предложения)

Обособл. член предложения имеет определительное значение. Он приравнивается к придаточному предложению. Это книжный стиль, признак предмета.

 

Сравните исходные и измененные предложения. Сделайте вывод о значении и функции обособленного члена предложения.

 

Итак, какие же значения могут  иметь обособленные члены предложения?

 

Вывод: Обособленные второстепенные члены могут  иметь значение добавочного сообщения и по своей смысловой роли в предложении приближаются к сказуемому, к придаточному предложению, а также могут иметь уточняющее значение.

 

Цель следующего задания – закрепить умение постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Данное задание поможет в подготовке и сдаче ЕГЭ.

 

На доске записаны предложения. Укажите вариант ответа, где правильно указаны и объяснены все запятые.

 

  1. Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей (1) бравших не спрошаючи корм и муку (2) и всех огулом (3) особо не различая (4) крепко недолюбливал.

1)    1,2,3,4 – выделяются два деепричастных оборота.

2)    1,2,3,4 – выделяются причастный и деепричастный обороты

3)    1,2,4 – выделяются причастный и деепричастный обороты

4)    1,2 – выделяются причастный оборот

 

  1. Α возле тачанок уже суетились кучера и пулеметчики (1) обрубая постромки (2) и цепь (3) изломанная беспрестанным огнем пулеметов (4) уже захлестнулась в неудержимом бегстве.

1)    1,2,3,4 - выделяются два причастных оборота.

2)    1,2,3,4 - выделяются два деепричастных оборота

3)    1,2,3,4 - выделяются деепричастный и причастный обороты

4)    1,2,3 - выделяются деепричастный и причастный обороты.

 

  1. По ночам (1) сливаясь с шумом воды (2) так же неумолчно звучали над островом голоса (3) пролетавших на север (4) бесчисленных гусиных стай.

1)    1,2 - выделяются деепричастный оборот.

2)    1,2,3,4 - выделяются деепричастный и причастный обороты

3)    1,2,3 - выделяются деепричастный и причастный обороты

4)    2,3,4 – выделяются деепричастный и причастный обороты

 

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Поднимите руки, кто правильно выполнил задание. Молодцы!

 

Цель следующего задания – исследовать изобразительно – выразительные возможности предложений с обособленными членами в прозаическом тексте.

 

Прочитайте выразительно текст.

 

Все поле впереди и сзади окопов было, словно язвами, покрыто различной величины воронками, окаймленными спекшейся землей. Крыши хуторских домов и все вокруг выглядело теперь необычно: ново, дико и незнакомо.

Почти всюду над стрелковыми ячейками курился сладкий, махорочный дымок, слышались голоса бойцов, а из пулеметного гнезда, оборудованного в старой силосной яме, доносился чей – то подрагивающий веселый голос, прерываемый взрывами такого дружного, но приглашенного хохота, что Лопахин, пройдя мимо, улыбнулся, подумал: «Вот чертов народ, какой неистребимый!...»

Кто-то там, в просторном окопе, смеялся устало и тонко, но безостановочно, словно его, связанного, усердно щекотали. Лопахин, все еще улыбаясь, миновал пулеметчиков и, обходя воронки, догнал связного.

 

Какова тема текста?

(В тексте говорится об отдыхе русских солдат после боя).

 

Сформулируйте основную мысль текста.

(Автор показывает особенность русского характера: после тяжелого боя солдаты находят в себе силы шутить, смеяться, балагурить).

 

Какие ключевые слова подтверждают основную мысль текста?

(Слова поле покрыто воронками, спекшаяся земля, говорят о недавнем бое. Α слова веселый голос, взрывы дружного хохота, улыбнулся, кто-то смеялся, неистребимый народ говорят об особенностях русского характера).

 

Определите стиль текста и аргументируйте свой ответ.

(Текст принадлежит к художественному стилю. Это фрагмент из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину». Задача речи – нарисовать словами картину, выразить свое отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Высказывание является эмоциональным. В тесте используются характерные для этого стиля изобразительно – выразительные средства:

Эпитеты: спекшаяся земля, неистребимый народ, сладкий дымок, смеялся устало и тонко

Метафоры: пулеметное гнездо, взрывы хохота, окаймленными спекшейся землей.

Сравнение: воронки, словно язвы.

Со стороны синтаксиса – большое количество однородных членов предложения (не только однородных сказуемых, но и обстоятельств, и определений).

 

Объясните значение слова «курился»

(выделялся при курении дымок)

 

Подберите синонимы к слову «неистребимый»

(неисправимый, закоренелый)

 

Определите тип речи данного текста.

(Повествование с элементами описания)

 

Найдите и обозначьте обособленные члены предложения. Определите условия их обособления, вид.

1) Обособляется обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

2,3,4,6) Обособляются определения, стоящие после определяемого слова.

5,9,10) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

7) Обособляется уточняющее обстоятельство места

8) Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению.

 

Проведем лингвистический эксперимент. Опустим обособленные структуры из текста. Сравним, в чем состоит различие исходного и усеченного вариантов. Читаем текст.

 

(Исходный текст, отличается от усеченного экспрессивностью. Обособленные члены предложения придают речи особую выразительность. Обособленные определения образно характеризуют предмет, показывая его признаки в динамике, развитии. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, помогают «дорисовать» движение, сделать высказывание более динамичным, выразительным).

 

-Обладают ли обособленные члены предложения изобразительно – выразительными возможностями? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на примеры из текста.

(Обособленные члены предложения обладают изобразительно – выразительными средствами.

  1. Обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, является сравнением.
  2. Обособленные определения, стоящие после определяемого слова ,имеют в своем составе метафоры и эпитеты

 

-Какой вывод мы можем сделать, проанализировав изобразительно – выразительные возможности предложений с обособленными членами в художественном тексте?

 

ВЫВОД: Обособленные члены предложения – это средство смыслового и эмоционально – экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Именно поэтому обособленные члены характерны для художественного и публицистического стилей, отличающихся особой экспрессивностью, и придают речи особую выразительность.

 

Работая с текстом, мы говорили с вами об особенностях русского характера. Я предлагаю 1 ряду написать сочинение – миниатюру о том, каким вам представляется русский характер, опираясь на тексты произведений, изученных на уроках литературы. Второй ряд в сочинении сформулирует мысли о характере своего современника. В своей работе используйте обособленные члены предложения.

 

Урок подошел к концу. Подведем итоги. Какие умения и навыки мы отрабатывали на уроке? На что было обращено наше внимание?

 

Д/З:     Повторить группы вводных слов и вставные конструкции.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Тесты 15-20 (Α – 23)

 

Оценки:

 

Какой общий вывод мы можем сделать, обобщив и углубив знания об обособленных членах предложения?

(Обособленные члены предложения -это такие члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элемент добычного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире. Выделяться могут разные второстепенные члены: согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, обстоятельства, второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение. Обособленные члены предложения - это средство смыслового и эмоционально – экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Поэтому обособленные члены характерны для художественного и публицистического стилей, отличающихся особой экспрессивностью.

 

 

Анализ урока русского языка в 11 классе.

 

Тема: Обособленные члены предложения.

 

Данный урок проводится в классе, где основная часть учащихся имеет познавательный интерес, удовлетворительный уровень обученности.

В данном классе я работаю седьмой год.

В моем тематическом планировании на изучение темы «Обособленные члены предложения» отводится один час.

Исходя из особенностей класса и темы данного урока, цели таковы:

1)    обобщить и углубить знания об обособленных членах предложения;

2)    определить спектр значений обособленных членов предложения;

3)    исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами.

Все запланированные цели были реализованы на уроке.

По своей структуре это урок систематизации и обобщения ранее изученного материала.

Урок я начала с подбора синонимов к слову «обособленный» и с морфемного разбора этого же слова с целью помочь учащимся сформировать определение понятия «обособленные члены предложения».

Далее в ходе беседы было выяснено, какие члены предложения  могут быть обособленными, почему не могут выделяться подлежащее и сказуемое, какие существуют характерные признаки «обособляющей интонации».

На следующем этапе урока была проведена проверка д/з .Учащимся было дано задание вспомнить наиболее общие условия обособления для всех видов определений, обстоятельств и дополнений. Примеры, иллюстрирующие условия обособления, нужно было взять из произведений  М. Шолохова. Хочу отметить, что на протяжении всего урока использовались предложения из произведений М. Шолохова, а также фрагмент из его романа «Они сражались за Родину».

В ходе проверки д/з на интерактивной доске появилась памятка «Универсальные условия обособления определений, обстоятельств, дополнений», которая  впоследствии   поможет учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Далее учащиеся, конструируя из 2-ух простых предложений одно с обособленными членами, определяли спектр значений обособленных членов предложения.

На следующем этапе урока учащиеся выполняли задание, аналогичное тому, которое есть в тестах на ЕГЭ (задание А-22).Цель этого задания - закрепить умение постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

Затем была проведена работа с текстом.

В процессе анализа фрагмента романа «Они сражались за Родину» учащиеся исследовали изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами. На всех этапах работы использовалась интерактивная доска.

Учебно-воспитательные задачи урока требовали постановки учащихся в позицию исследователей, заставляли самостоятельно добывать знания, логически, доказательно излагать свою точку зрения. В ходе урока учащиеся составляли памятку-схему, дающую в сжатом виде основную информацию об обособленных членах предложения.

Реальный результат всех этапов урока, подчиненных целям урока, вы видели в ходе проверки последнего задания – создания учащимися собственного текста. Обе группы с ним справились.

Далее были подведены итоги урока.

На дом было дано задание вспомнить, повторить вводные слова и вставные конструкции. Примеры брать из произведений Пушкина.

Структура урока, использование информационных технологий – все было подчинено целям занятия и содействовало конечному результату.

На уроке были использованы следующие методы и приёмы:

1)    словесный (беседа, работа с текстом, словарная работа)

2)    репродуктивный (сообщения учащихся)

3)    практический (выполнение тестовых заданий)

4)    творческий (конструирование предложений)

5)    исследовательский (комплексный анализ текста)

6)    продуктивный (создание своего текста)

Виды читательской деятельности:

1)    слушание

2)    говорение

3)     чтение

4)    письмо

Считаю, что урок результативен, все поставленные цели достигнуты.

 

 скачать obosoblennye-chleny-predlozheniya.ppt [1,12 Mb] (cкачиваний: 1049)

 

 

        

 

Категория: Методическая работа » Разработки уроков

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.