Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » Урок русского языка, 5 класс. Учитель: Быкадорова И.А.

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Урок русского языка, 5 класс. Учитель: Быкадорова И.А.

Автор: rubikon55 от 25-06-2012, 15:20, посмотрело: 12035

0

 

Урок русского языка.

 

 

 

5 класс.

 

 

 

Тема: Речевой этикет.

 

Цель:

 

1.     Познакомить учащихся с понятием речевого этикета и этикетными формулами;

 

2.     Учиться применять этикетные формулы в различных речевых ситуациях;

 

3.     Воспитывать потребность быть вежливым в общении с людьми.

 

Ход урока:

 

I.                  Целеполагание.

 

Помните строки из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях"? Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали... А.С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида: :   Из уст безвластных и вельможных уст Одна и та же речь звучит различно. Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь "выдает" нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.

 

Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета.

 

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и  выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

 

Поэтому цель нашего урока:

 

1)          познакомиться с историей русского речевого этикета и этикетными формулами:

 

2)          учиться применять этикетные формулы в различных речевых ситуациях. Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете.

 

II. Изучение нового материала. :

 

 1.   Работа с текстом:

 

- Ребята, давайте вспомним первую книгу, в которой печатался свод правил и наставлений, (эта книга называется «Домострой»)

 

Она была написана в XVI веке и представляла собой свод правил и наставлений, по которым жила средневековая Русь.

 

Утешающий мать свою творит волю Божью и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас.

 

-  Все ли слова в тексте понятны? (благость, благословение, отчее)

 

-  Составьте с данными словами словосочетания или предложения.

 

-  Расскажите, как вы поняли содержание этого отрывка.

 

-  Определите тему данного текста

 

-  Какова основная мысль отрывка

 

-  Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила общения между родителями и детьми в современном обществе? Аргументируйте свою точку зрения.

 

2. Работа над понятиями этикет, речевой этикет.

 

Чтобы понять правила речевого этикета, сначала задумаемся над тем, что обозначает слово этикет.

 

Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значение "ярлык", "этикетка". А в своё время это слово появилось на основе греческого  ethos- "обычай", "характер". Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет - правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.

 

3.  Работа над речевыми формулами

 

-  Какие этикетные слова русского языка вы знаете?

 

-  Какие из названных вами этикетных слов являются самыми употребительными в русском языке? (здравствуйте, спасибо, пожалуйста)

 

4.   Сообщение подготовленного ученика о происхождении слов здравствуй (те), спасибо, пожалуйста.

 

Самые употребительные в русском языке слова благодарности, просьбы спасибо и пожалуйста образованы от сочетания слов: спасибо от спаси Бог, пожалуйста, от пожалуй и ста (пожалуй - окажи милость, внимание; ста - по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь).

 

Вряд ли кто-нибудь из нас задумывался об исконном и исходном смысле слова здравствуй. Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.   •

 

Ведь здравствуй буквально значит "будь здоров", возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здравствовать "быть здоровым; жить" (здравствуй> здравствуй после отпадения конечного безударного и, ср. будь < буди, но неси, вози и т.д.) или же объяснять как форму 1-го лица единственного числа глагола здравствовать "приветствовать"; желать здоровья "(здравствую > здравствуй после отпадения конечного безударного у").

 

Заметим, что правильнее второе. А это значит - наше Здравствуй! аналогично по первоначальному строению современному: Приветствую!

 

Запись в словарики слов спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Обратить внимание па правописание и произношение.

 

-  Скажите, с чего начинается каждый новый день для любого из нас? (с приветствия)

 

-  А для чего люди изобрели приветствия?

 

    5. Сообщение подготовленного ученика  "Для чего люди изобрели приветствия?"

 

Зачем люди приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: "Здравствуйте!" Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений предано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия.

 

Да, никакой информации не несут наши "здравствуйте", "доброе утро", "добрый день". Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы уничтожили во взаимоотношениях.

 

Посмотрим, какие в XIX веке были приветствия, зафиксированные в словаре Даля.

 

Идет человек и видит: жнут хлеб. Он говорит: "С двумя полями сжатыми и с тремя - засеянными". Видит - молотьба идет. Он говорит: "По сто на день, по тысяче на неделю". Видит — воду женщина несет. Говорит: "Свеженького тебе".

 

Посмотрите - абсолютно всюду или пожелания богатства, пожелания добра.      Человеку работающему всегда говорим: "Бог в помощь!" Человеку, сидящему за столом, всегда говорим: "Хлеб да соль. Приятного аппетита!" И даже говорим: "Чай да сахар!"

 

Язык впитал в себя и несет формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия.

 

Мы сейчас с вами формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал "привет", "салют", "чао" и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу - и я тебя вижу, я тебя знаю - и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии. Приветствие - это пожелание.

 

Наше "здравствуйте" означает "будьте здоровы".

 

Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специально для каждого случая этикетную форму. Когда женщине, занятой дойкой, говорили: "Море под коровой!", у неё наготове был уже ответ: "Река молока!" Рыболова приветствовали "Улов на рыбу" - "Наварка на ушицу!" - отвечал он.

 

До сих пор в отдельных русских деревнях на "Здравствуйте" отвечают "Спасибо".

 

6.   Работа над речевыми ситуациями (обратимся к целям).

 

Мы должны познакомиться с  этикетными формулами.

 

Устойчивые этикетные формулы используются для того, чтобы поддержать общение в      доброжелательной тональности.

 

В каких же речевых ситуациях обязательны специальные этикетные выражения? Перечислим такие ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы записать как можно больше этикетных слов и выражений. Выполнив это задание, вы проверите, много ли этикетных формул вы знаете. Какими из них вы чаще всего пользуетесь?

 

Приветствие:...............

 

Прощание:...............

 

Извинение:................

 

Благодарность:...........

 

Поздравление:...........

 

Пожелание:...............

 

Обращение (к знакомому, незнакомому): 

 

Знакомство (без посредника и через посредника):..

 

Сочувствие, утешение:.........

 

Соболезнование:..............

 

Просьба:................

 

Приглашение:...............

 

Совет:.................

 

Комплимент, одобрение:............

 

Запись в словарики слова до свидания.

 

 7. Работа над некоторыми элементами речевой ситуации (снова обратимся к целям)

 

кому

 

о ком, о чем

 

когда
Кто говорит
                           где

 

                               почему
         зачем

 

Как вы уже заметили, речевая ситуация складывается из элементов кто-кому-о чем-где-когда-почему-зачем. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться «КТО» - говорящий, он говорит «КОМУ» - рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы - «О ЧЕМ». Речевой акт происходит в пространстве и времени - «ГДЕ», «КОГДА». Наконец, должен быть мотив речевого действия - «ПОЧЕМУ» и цель    «ЗАЧЕМ».

 

Изменение какого - либо элемента влечет за собой выбор иной этикетной формулы - Какое, например, приветствие мы услышим в данной речевой ситуации?

 

кому (матери)

 

о чем (пожелание добра)
Кто (мальчик)
                        где (дома)

 

когда (утром)

 

цель (приветствие)                                                             Вероятно, доброе утро.                                                                                                     

 

 

 

Стоит изменить только один компонент речевой ситуации, как меняется и речевая формула.

 

                приятелю

 

Кому                

 

                учителю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  прощание                  

 

 

 

 

 

Цель       благодарность

 

 

 

  извинение

 

 

 

 вечером       

 

 

 

  Когда   поздно вечером

 

 

 

 днем

 

III. Практикум речевых ситуаций.

 

Ну а теперь, ребята, давайте потренируемся в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул в зависимости от речевой ситуации.

 

СМОТРИ ПРЕЗЕНТАЦИЮ!!!

 

IV. Итог урока.

 

Итак, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

 

(Что такое речевой этикет, какие бывают речевые ситуации и этикетные формулы)

 

Я хочу сказать, что речевое поведение - зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. И сегодня мы сделали еще один шаг для того, чтобы повысить уровень своей воспитанности

 

   Объясните, почему в этих текстах формулы речевого этикета не соответствуют речевой ситуации?

 

V. Домашнее задание: составить диалог, используя данную речевую ситуацию и формулы приветствия

 

1 вариант

 

В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не преподает.

 

Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете?

 

 

 

                                                             2 вариант

 

Учитель занят, разговаривает или проверяет тетради. Вам хочется поздороваться. Ваши действия.

 

VI.Оценки.

Урок русского языка, 5 класс. Учитель: Быкадорова И.А.
Урок русского языка, 5 класс. Учитель: Быкадорова И.А.
Урок русского языка, 5 класс. Учитель: Быкадорова И.А.
Урок русского языка, 5 класс. Учитель: Быкадорова И.А.


 

Категория: Методическая работа » Разработки уроков

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.