Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Работа школьных МО » Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях.

 
 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях.

Автор: Мрыхина Наталья от 11-02-2013, 15:41, посмотрело: 4557

0

Профессиональное самоопределение

как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях.



Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Многие мыслители связывают самореализацию с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность".
Возникает вопрос: могут ли наши старшие школьники находить смысл в самом процессе самоопределения? Ведь в данном случае очень важно профессиональное самоопределение рассматривать как средство адаптации учащихся в современных условиях.
Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося ученика. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может.
1. Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество). Именно такой смысл выделяют наши дети.

• Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:
o информационно-справочные, просветительские;
o диагностические (в идеале - помощь в самопознании);
o морально-эмоциональная поддержка ученика;
o помощь в выборе, в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:
1) проблема решается "вместо" учащегося, когда ученик занимает пассивную позицию и еще не является "субъектом" выбора);
2) проблема решается "вместе" (совместно) с учащимся - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти;
3) постепенное формирование у учащегося готовности самостоятельно решать свои проблемы.
Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне учащемуся просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!),
на втором уровне - анализируется определенная информация,
на третьем уровне - объясняется учащемуся, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и тд.)
Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с учащимся на втором уровне.
К сожалению, иногда приходится помогать учащемуся, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает).
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у учащегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений.
Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация "за один присест" - это "профанация"). Профконсультация предполагает не только традиционное "планирование", но и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содействование конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы).
Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.
Как помочь сориентироваться самоопределяющемуся учащемуся?
Прежде дать установку на основные типы самоопределения: профессиональное
жизненное
личностное
Остановимся на профессиональном самоопределении. Важную роль в данном случае могут играть профориентационные игры с классом. Одна из таких игр состоялась в 10х классах в прошлом году на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать». Итог: одна из учениц нашей школы хочет связать свою жизнь с военной профессией.
Анкетирование – один из способов профессионального самоопределения. В 2010 учебном году, девятиклассникам была представлена анкета (сейчас 11классники) на выявление и оценку профессиональной направленности.
Поставлена цель - диагностика отношения учащихся к различным типам профессий.
После обработки полученной информации выяснилось:

Из нескольких предложенных сфер деятельности, среди 9-х классов, наибольшей популярностью пользуются:
• Социальная – 48%;
• Информационная – 40%;
• Художественно-эстетическая – 12%.
Продолжить образование по окончании школы девятиклассники собирались в вузах.
И в дальнейшем ребята выбирали такие профессии как врач, учитель, психолог, юрист, которые можно отнести к социальному направлению; программист, бухгалтер, экономист, которые относятся к информационному направлению. Поэтому для учеников, пожелавших продолжить свое обучение в 10-11 классах, целесообразным было введение социально-информационного профиля обучения.

Итак, профессиональное самоопределение – это динамический процесс развития ценностей, способностей, интересов школьников на протяжении всего обучения в общеобразовательной школе. Оно является главным в старшем школьном возрасте, это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности: кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.







Доклад подготовила Мрыхина Н.А. 2012-2013 учебный год.

Категория: Методическая работа » Работа школьных МО

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.